SOLOVKI.INFO -> Соловецкие острова. Информационный портал.
Соловецкий морской музей
Достопримечательности Соловков. Интерактивная карта.
Соловецкая верфь








Отражения

Александр Иванович Сидоров
История соловецких открыток



Почтовая карточка, как одно из орудий распространения знания, развития, чувства изящного, любви к природе, ко всякому прекрасному, — не забава. Она сослужит великую службу для просвещения народа в самом широком значении этого слова.
Н. Шабельская, 1899 г.

Коллекционер — первая ячейка музея, старатель, промывающий золото, хранитель и, чаще всего, крупный специалист в избранной им области собирательства.
И. Андронников

ИСТОРИЯ СОЛОВЕЦКИХ ОТКРЫТОК

Александр СидоровВ 1871 г. Россия вступила в Международный почтовый союз, и тогда же вошла в обиход — как и в Западной Европе — почтовая карточка, так называемое «открытое письмо». Пользу и практичность этого крайне дешевого способа корреспонденции к тому времени уже оценили за границей. Открытое письмо постепенно изменило свой наружный вид, и вместо простого, без всяких украшений, бланка, явилась богато и разнообразно оформленная почтовая карточка.

Художественная открытка была установленного формата (с 1872 до 1925 г. —140х90 мм, с 1925 г. — 150x105 мм). Одна ее сторона является репродукцией, рисунком или фотографией, а другая может быть использована для письма или текста, поясняющего изображение.

Первая русская художественная открытка, представлявшая собой монтаж рисованных видов Москвы, появилась в 1895 г., а в 1898 г. началась издательская деятельность петербургской «Общины св. Евгении» по массовому выпуску открыток.

Время с 1898 по 1918 гг. обоснованно называют золотым веком открыток. Выпуском открыток в этот период занимались, кроме специализированных издательств, владельцы книжных и писчебумажных складов, магазинов, различные общества, комитеты, клубы, редакции журналов и газет. Отсюда такое богатство дореволюционных открыток: виды городов и местностей, памятники архитектуры, портреты, жанровые сцены и многое другое.

Фотографии монастырей, расположенных по всей России, явились драгоценным материалом для почтовых карточек. Не был исключением и Соловецкий монастырь. Разнообразие издаваемых открыток и их тираж говорил о степени посещаемости данного места. Человек покупает открытку и посылает ее адресату, чтобы показать: здесь я был. Поэтому число изданных открыток — показатель популярности того или другого места. Различные издания соловецких открыток, их многочисленные тиражи говорят о том, что Соловки начала ХХ в. — духовный, исторический центр России, одно из самых знаменитых мест паломничества.

Соловецкие открытки — это дошедшая до нас иллюстрированная история Соловков. Сохранившиеся изображения монастыря, скитов, различных уголков архипелага являются бесценными свидетелями ушедшей эпохи. О соловецких открытках начала ХХ века нам рассказал архангельский коллекционер Александр Иванович Сидоров.

Александр Иванович — архангелогородец. Его дед, архангельский крестьянин Иван Павлович Сидоров, после рождения сына Ивана, отца Александра Ивановича, прожил год трудником на Соловках. Это было после 1908 г.

Интерес к истории Русского Севера и Архангельска зародил в Александре Ивановиче его брат, Павел Иванович Сидоров. Окончив курсы, Павел Иванович работал внештатным экскурсоводом в архангельском бюро путешествий. Сейчас он возглавляет Северный Государственный Медицинский университет, но для своих друзей и гостей экскурсии по городу водит сам.

В коллекции Александра Ивановича насчитывается две с половиной тысячи фотографий, открыток. Есть редкие книги и документы. Тематика коллекции, прежде всего, посвящена Русскому Северу: Архангельск, Архангельская губерния, Арктика (арктические экспедиции), жители Севера, открытки, связанные с Петром Великим, история Северного Флота.

Свою первую открытку он случайно нашел дома. Она была потерта, по ее середине шел след от сгиба. Потом случайно были приобретены еще десять открыток. Так, в 1983 г. начала зарождаться коллекция.

Русский Север, в том числе и Соловки, снимали как фотографы-профессионалы, так и любители. Одним из самых ныне известных был, пожалуй, Яков Иванович Лейцингер. Но, кроме него, северную историю запечатлели: И. Соберг, Н. Неверов, И. Билибин, фотографы-путешественники З. Виноградов и Д. Руднев, многие другие.

Негативы фотографий приобретались издательствами, оформлялись в виде открыток и тиражировались. Открытки с видами Соловецкого монастыря до 1917 г. издавали: Соловецкий монастырь (по негативам С. Фролова), их печатала крупная московская фототипия «Шерер, Набгольц и Ко»; издательство Александра Рериха в Москве (тоже по негативам С. Фролова); фототипия «Шерер, Набгольц и Ко» (по негативам Я. Лейцингера), архангельское издательство А. П. Булычевой. Недавно Александр Иванович установил, что С. Фролов, возможно, был не столько фотографом, сколько собственником негативов Я. И. Лейцингера, И. Ю. Соберга и других.

Фототипия «Шерер, Набгольц и Ко» (позже – фототипия «Шерер») издавала серии фотографий по уездным городам России, типы Севера и т.п. Она же печатала много заказных серий (например, 28 открыток Онеги по заказу Поньгской онежской лавки).

Архангельское издательство А.П. Булычевой также заказывало печать в этой фототипии. На открытках этого издательства стоит клеймо фототипии «Шерер, Набгольц и Ко». В издательстве А.П. Булычевой печатались серии открыток по Архангельску и Архангельской губернии (Сумский Посад, Мезень), по деревянной архитектуре (по негативам архангельского инженера Каретникова).

Московское издательство Александра Рериха, помимо отдельных открыток, выпускало наборы («гармошки»). Например, в коллекции Александра Ивановича есть один из таких наборов, посвященный соловецкой ризнице.

В 2003 г. в Санкт-Петербурге Александр Сидоров приобрел в идеальной сохранности альбом малого формата с соловецкими видами из тридцати двух открыток. Соловецкие альбомы выходили большого, среднего и малого формата. Тогда же в коллекции появились фотографии, изданные В. Черепановым в конце XIX века2. Было известно, что существуют литографии Черепанова, но его фотографии коллекционеру не встречались. Скорее всего, Черепанов купил у кого-то серию негативов фотографий по Соловкам, а потом их напечатал и издал.

Есть в коллекции Александра Ивановича очень интересная серия открыток Олега Адамовича, который жил в Соломбале. Он был полковым священником. Это подтверждает открытка, снятая в Галиции, с надписью: «Издание священника 64-го пехотного казанского полка Олега Адамовича». На одной из открыток его серии «Наш Север» кто-то сфотографировал самого Олега Адамовича — около маяка расположился на камнях священник с фотоаппаратом.

Дмитрий Дмитриевич Руднев из Петербурга был фотографом различных экспедиций. Он снимал много: и в Орловской, и во Владимирской, и в Воронежской областях. Фотографировал С. Писахова на Югорском Шаре в 1912 г. Есть фотографии Руднева перед экспедицией на Печору и на берегу Большого Соловецкого острова в 1926 г. Имеются виды Новой Земли из экспедиции 1904 г. Маточку (поморский компас) Руднева, на которой указано «Мастер Лысков, Архангельск, 1921 год», Александр Иванович передал в Архангельский областной краеведческий музей.

В коллекции Сидорова заметное место занимают открытки времён СЛОНа. Качество бумаги и печати не идет ни в какое сравнение с дореволюционными образцами. Но какое это имеет значение, если на оборотной стороне одной из них можно найти надпись карандашом: «Любе на память. Соловки. 16/III — 1930 г.»

В пятом номере альманаха была напечатана открытка из коллекции Александра Сидорова «Богомолка». Точно такая же открытка была отправлена из Архангельска после посещения Соловецкого монастыря с надписью: «Господь сподобил меня посетить сей преславный монастырь». На другой открытке находим полузатертый текст: «1 июля 1911 г. На добрую память о нашем пребывании на Соловецком острове Сарре Поповой от Киры Онегина».

Кусочек картона связывает нас с прошлым, дает возможность подержать время в руках, делает непрерывным ход истории. Может быть, слово «открытка» произошло от слова «открытие»? За одной маленькой открыткой стоит много судеб: фотографа, издателя, покупателя, хранителя…

Александру Ивановичу свойственен азарт коллекционера. Он собирает и современные открытки. Этим летом на Соловках коллекция пополнилась сорока новыми экземплярами. Ему не хочется, чтобы интересный краеведческий материал «утекал» из города через перекупщиков. Хочется их опередить. Некоторые фотографии и открытки Александр Иванович Сидоров передал Архангельскому краеведческому музею, но считает, что будет не правильно, если переданные экземпляры осядут «мертвым грузом» в запасниках.

Открытки нужно держать в руках, внимательно рассматривать, и тогда отстраненное от нас прошлое станет совсем близким. Попробуем разглядеть их, никуда не торопясь, на страницах нашего альманаха.

Рассказал А. Сидоров
Материал подготовлен С. Рапенковой