SOLOVKI.INFO -> Соловецкие острова. Информационный портал.
Соловецкий морской музей
Достопримечательности Соловков. Интерактивная карта.
Соловецкая верфь








Альманах «Соловецкое море». № 11. 2012 г.

«Мы прикасаемся к истории — мы её ищем»:

25 лет на Соловках Архангельский штаб школьников под руководством В.Н. Дурнева

Вот уже полвека живет и работает в Архангельске штаб школьников им. А.П. Гайдара. Каждый месяц спланирован. Ребята даже летом не расстаются. Многое может меняться и передвигаться в годовом графике, но август остается неприкосновенным. Ежегодно с 1961 по 1987 г. штаб школьников ездил трудиться в поселок Джубга (Краснодарский край). Работа нравилась. Собирали яблоки на огромных плантациях. Рабочий день заканчивался в 14 часов, и потом ребята со спокойной душой шли отдыхать, а точнее — купаться. Всё бы ничего, но избыток свободного времени обернулся конфликтами.

Идея сменить черноморский август на беломорский пришла случайно. После разрушительного урагана в 1987 г. требовалась помощь в восстановлении усадьбы Пушкина в Михайловском. Это натолкнуло на мысль о том, что работа по восстановлению памятников понадобится и в Архангельской области. Руководитель Штаба школьников Владимир Николаевич Дурнев предложил Соловки. Выбор сделан!

Поначалу не набиралось и двух десятков человек, хотя в Джубгу ежегодно ездило по тридцать человек и больше. Конечно, это ведь не курорт на Черном море! Поехали те, кто действительно со штабом и душой, и делом. Так и повелось с тех пор…

Хроника соловецкой деятельности

1987–1991

Соловецкие острова 1987–1991 гг. запомнились «освобождением» территорий монастыря и его окрестностей от мусора. Горы строительных отходов доходили до второго этажа. Соловецкий лагерь особого назначения оставил почти все здания монастыря в плачевном состоянии. Стены, потолки и полы — всё покрыто толстым слоем бетона. Одной из первоочередных задач было отбить бетон внутри Спасо-Преображенского собора. Чуть позже, после проделанной работы, ребятам довелось наблюдать, как реставраторы по миллиметру освобождали от слоев штукатурки настенные росписи. Зачастую пропускали обед и смотрели, как день за днем на небольшом кусочке стены вырисовывался лик. Также пришлось потрудиться, отбивая стеклянную плитку в Свято-Троицком соборе. Она осталась со времен, когда там располагалась столовая учебного отряда Северного Флота. А в 1990 г. с помощью штаба школьников были подняты на колокольню первые колокола.

Хочется заметить, что ребята всегда подходят к делу творчески. Так как на многие реставрационные работы требовались кирпичи, а разнообразного мусора — хоть отбавляй, была выработана особая технология. Она гласила: «Идешь наверх — несешь два кирпича, спускаешься вниз — два ведра мусора».

Для девочек, как ни странно, ярким осталось воспоминание о разгрузке барж. Почему именно для девочек — остается загадкой. Но в результате было разгружено много барж, а бревна различной длины и ширины успешно переправились на берег.

1992

На Соловках штабистов ждала эпопея по расчистке мусора. Внутри кремля его было столько, что, казалось, даже при постоянных «расчистительных» работах завалы не уменьшались. Задачей участников лагеря было очистить стены крепости, но прежде всего — Спасо-Преображенского собора.

Были и менее крупные участки работы (в сравнении с описанной операцией) — отбивали штукатурку в Святительском корпусе.

1993

В августе произошла небольшая смена деятельности. После ремонта питьевых каналов осталось много строительного мусора. Кто-то же должен был позаботиться об их чистоте. Сказано — сделано!

1994

В августе 1994 г. строители обратились к В.Н. Дурневу с предложением о ремонте теплотрассы возле Петербургской гостиницы. Подумали — и взялись помочь. Среди штабистов, приехавших на Соловки, были студенты, которые имели дело со сваркой труб. Этот навык пригодился. Трубы были починены. Однако пока чинили трубы, произошло недоразумение. Когда начались работы, и ребята принялись раскапывать землю, они наткнулись на старый кабель. Он проходил совсем близко к поверхности. «Наткнулись», и без света остался весь остров. К счастью, эту неполадку быстро устранили.

1995

Продолжается расчистка территории монастыря от мусора и кирпичей.

1996

Красили крыши по всему периметру стен кремля.

Девочки работали на Сельдяном мысе. Из ледника выгребали землю и мусор.

1997

И 1997 год начался «сверху». Ребята продолжили «дружбу» с крышами. Наиболее запоминающиеся объекты: Новобратский корпус, Успенская церковь, библиотека.

В.А. Буров, кандидат исторических наук, старший научный работник института археологии РАН, начал работы по раскопкам Головленковой тюрьмы. Под его руководством штабисты участвовали в проверке исторической версии о существовании в монастыре подземных тюрем. Итоги археологических раскопок послужили доказательством того, что данная версия ошибочна. Позже Владимир Андронович говорил: «Если бы не вы, то работы просто не смогли быть продолжены». Это связано с тем, что когда начались раскопки, археологи наткнулись на валуны, которые препятствовали дальнейшей работе. Тут и пришли на помощь «богатыри» из штаба.

1998

Штаб школьников принялся за покраску крыши Новобратского корпуса. С этим событием связана следующая история. На крыше, где ребята работали, стояла внушительных размеров ёмкость с краской коричневого цвета. Работа по реставрации крепости кипела не только наверху, но и внизу. Группа рабочих прямо под крышей, где работали ребята, красила стену белой краской. Штабисты так были увлечены работой, что не заметили, как ёмкость с краской стала потихоньку сползать к краю. Миг, и время как будто остановилось. В голове у каждого, кто был на крыше, пронеслась картина: что будет внизу после падения банки. Если читатель ещё не понял, пусть попробует представить, что обычно бывает, если на белую краску вылить коричневую, — теперь, наверное, понятно! Но того, чего опасались ребята, к счастью, не произошло. Стена осталась невредимой, краска вылилась на траву и ещё долго напоминала об этом случае.

Со зданием Новобратского корпуса штабистов многое связывает. А сама крыша корпуса является «судьбоносной» в жизни Вероники Поповой (сегодня актрисы Архангельского театра кукол). Она боялась высоты, но ей очень хотелось красить крышу. Страховка сковывала движения. Только шаг вправо, шаг влево. Пока крыша казалась «ровным полем», беспокоиться Веронике было не о чем, но все-таки её ждало испытание. На крыше было возвышение. Через него надо было перебраться. Для девушки это казалось неосуществимым. Ни на какие уговоры она не поддавалась. Помогла только хитрость. Наталья Латухина (ныне тоже актриса Архангельского драматического театра) сказала: «Осилишь, и в жизни всё получится!» После этого Вероника решилась.

Сейчас в Новобратском корпусе располагается экспозиция, посвященная реконструкции средневековой истории комплекса Соловецкого монастыря на основе археологических исследований. Чтобы эта экспозиция состоялась, немало было сделано штабистами.

1999

Основной фронт работ состоял в укреплении стенок каналов между озерами. Другим участком была дорожка на Аллее памяти возле памятника жертвам террора. На первый взгляд сразу и не догадаешься, из чего она сделана. На самом деле девушки измельчали кирпич, а ребята им устилали дорожку. По окончании работ была прикреплена мемориальная доска.

Произошла новая встреча с В.А. Буровым. Раскопки велись напротив Белой башни: Владимир Андронович хотел опровергнуть существовавшее представление о том, что Святое озеро подходило вплотную к стенам Кремля (как было изображено на одной из гравюр). Ребята помогали в раскопке шурфа. Нужно заметить, что предположение Владимира Андроновича подтвердилось.

2000

Почти весь август посменно ребята трудились на острове Анзер. Размещающийся там домик спасателей хотели закрыть, так как он не отвечал требованиям для проживания. В нем полностью развалилась печка, и не было отхожего места. Работали в экстремальных условиях. Все время, пока находились на острове, сильно штормило. Готовить приходилось на улице, так как печки еще не отремонтированы. Света тоже не было. Ко всему прочему, у ребят не было часов. Через неделю, когда буря улеглась, все благополучно вернулись на Большой остров, завершив начатые работы.

2001

Работали на Сельдяном мысу. Одна бригада укладывала необтесанные бревна для кресторезной мастерской, располагающейся в историческом здании Биостанции. Другая команда — красила крышу этого здания. Как вспоминают штабисты, поручено это было самым старшим. До сих пор «зеленый маяк» биостанции встречает заходящие в бухту корабли. Третья группа очищала булыжную мостовую от травы, выросшей между камнями.

Очень значимым делом для штабистов стала помощь в перенесении нового поклонного креста с Сельдяного мыса к Святым воротам. Когда работали на покраске крыши кресторезной мастерской, к ним обратились с просьбой о помощи. Ребята, ни секунды не раздумывая, откликнулись. Крест был большим и очень тяжелым. Осознавая важность происходящего, процессия двигалась в полном молчании.

2002–2007

По словам штабистов, была проведена работа самая интересная и значимая, как для них, так и для музея. Ребята под руководством В.А. Бурова занимались настоящими археологическими раскопками. Раскоп находился внутри монастыря, возле Успенской башни. Раскапывали фундамент первых келейных построек времен Филиппа Колычева. Во время раскопок найдены изразцы с двуглавым орлом, две печи (XVII и начала XVIII вв.), перламутровый образок, наконечники оружия, фрагменты изразцов, монеты, керамические осколки, бытовые предметы, как, например, приспособление для чистки ушей… Все это — далеко не полный список археологических находок. Работали с 10 утра до 6–7 часов вечера. Уставали сильно. Вспоминают, что на перерывах, как только присаживались на землю, сразу засыпали. Но регламент есть регламент. Отдохнули — и снова за работу.

В этот период особой популярностью пользовалась работа в «камералке» (помещение для камеральной обработки материалов, собранных во время экспедиций). Однако тянулись к этой кропотливой работе только девочки. В одной комнате было собрано всё найденное на раскопе: от мелких рыбьих косточек, до железных изделий неясного назначения. Сначала нужно отмыть грязь, затем начинается самое интересное — сбор и процесс шифровки. Если попадались фрагменты посуды, то девочки, как в мозаике, находили недостающие элементы и склеивали их. Редко получалось склеить полноценный экспонат, но были и такие случаи.

2008

Снова посчастливилось трудиться на раскопе. Штабисты раскапывали фундамент церкви преподобного Онуфрия. Проделать работу нужно было в очень сжатые сроки. Работали целый день и в любую погоду. При раскопках найдено множество изразцов, монеты XIX в., две печи, фрагменты резной мебели, особенно ценной находкой стал подписанный медальон монаха Иосифа.

Кроме того, ребята помогали с расстановкой книг в библиотеке, после чего некоторые из них даже оформили читательские билеты. А соловецкие книги помогли сделать ярче одно из любимых традиционных мероприятий штабистов — Вечер стихов и песен.

2009

Работа в этом году просто кипела. Объектов было много. Правда, первые дни не предвещали этого: ребята занимались прополкой травы между камнями в южном дворике, уборкой мусора вдоль берега Святого озера, освобождали от камней ул. Заозерную. Первым крупным фронтом работ стала реставрация часовен по линии монастырской стены, обращенной к морю. Петровская, Александровская и Константиновская часовни нуждались в покраске стен и крыш. С этим новым для себя опытом штабисты справились. В назначенный срок все три часовни засияли белоснежными стенами на фоне монастырской крепости. Следующим объектом стала побелка свода Святых Врат. Быстро соорудили леса и все вместе приступили к работе. Ответственное задание вдохновляло ребят. Справились в несколько дней. Настоящим приключением стал перегон лодок, оставленных туристами во время штормового предупреждения, на лодочную станцию. Был проливной ливень — настоящий, соловецкий. Такой, когда не разберешь, где больше воды: сверху — с неба, или снизу — под ногами. Из лодок воду приходилось отчерпывать ковшами во время всего пути на лодочную станцию. Другой фронт работ, который чаще всех вспоминает Александр Лапин, это покос травы. Трудность работы заключалась в огромном объеме: траву нужно было скосить перед стенами кремля, обращенными к морю. Александр рассказывал, что трава ему потом снилась.

2010

Как и в предыдущий год, ребята не знали отдыха. Основным объектом была крыша Петербургской гостиницы. Нужно было очистить ее от старой краски, загрунтовать и заново покрасить. Денис Лапыгин, участник бригады «Крыша», делится впечатлениями: «В тот день мы грунтовали. Я докрашивал очередную полосу. У меня были заняты не только руки, но и рот, так как в руках не могли поместиться валик, поддончик для грунтовки и страховка. Я взялся зубами за трос страховки, но не обратил внимания, что трос был испачкан, и вся грунтовка оказалась у меня во рту». Работы были окончены в срок, и все остались довольны.

Другим объектом стал ремонт общежития музея. Там работала большая бригада. Делали всё! От защелок на форточках до покраски стен и потолков.

Ребятам было поручено еще одно ответственное дело. Они переносили экспонаты в архив. Это было зрелищно: по несколько человек на один экспонат, мелкими осторожными шажками. В подобном деле требовалась осторожность, а не быстрота выполнения.

2011

Очередной, 25-й август, и Соловки ждут не дождутся архангельских друзей. Существовало негласное разделение на команды «Гостиница» и «Лес». Первая занималась очисткой, а затем покраской Петербургской гостиницы. Никто из ребят не тушевался. Все свободно ползали по лесам, как будто это они делают не в первый раз. Когда работа была окончена, не могли налюбоваться. Возвышаясь над ними во всей своей красе, еще блестящая свежеокрашенная гостиница не могла не обратить на себя внимание.

Вторая бригада каждый день уезжала в лес на дорогу к Секирной горе. Там выросло много ивняка, который с каждым годом все ближе подступал к дороге и мешал проезду экскурсионного транспорта. Перед штабистами встала задача очистки дорожной линии от разросшихся веток. Ребята уезжали туда на целый день. Организовали дежурную тройку, которая отвечала за обед и маленькие перекусы в перерывах. У нее было даже свое название — «СМЧ» (семь минут черники). От работы на природе у ребят остались только положительные эмоции.

В этом году также посчастливилось вернуться к археологическим работам с Владимиром Андроновичем: трое-четверо штабистов ежедневно трудились на раскопе в келейном корпусе, где раньше располагалась одна из экспозиций музея. В последние дни пребывания на острове ребята успели помочь соловецкой школе.

И напоследок…

Соловки для штаба — это не только работа. Это «масса новых впечатлений, связанных со встречами с интересными людьми», «это место, где душа отдыхает, где даже воздух пропитан умиротворяющей аурой святой обители», «это экскурсии, которые остаются в памяти на всю жизнь». Всё действительно так. Впечатления каждый раз новые, непередаваемые. Конечно, на первом месте для штаба школьников стоит дело, и оно никогда не бывает в тягость. Каждому, кто ездил сюда, знакомо не понаслышке чувство приятной усталости в конце рабочего дня.

Вечерами проводятся разные мероприятия. Творческие дела, лекции, посвященные Соловкам, спортивные игры и многое другое. Ежегодно, и это уже стало традицией, ребята приходят на фестиваль бардовской песни. Некоторые даже участвовали в нем. Экскурсии — это отдельные впечатления! Секирная гора, кремль, дамба, Заяцкие острова, Анзер и ещё множество мест, где побывали штабисты.

Перед отъездом, как всегда, понимаешь, сколько еще неизведанного хранят эти острова. И каждый надеется вернуться сюда…

Материал подготовлен Алиной Олякиной и Еленой Калеменевой

Версия для печати