SOLOVKI.INFO -> Соловецкие острова. Информационный портал.
Соловецкий морской музей
Достопримечательности Соловков. Интерактивная карта.
Соловецкая верфь








Интернет-приложение альманаха «Соловецкое море»

Планета Рыбачий

Рыбачий — это другая планета. Стальная зимой и медная осенью. Это другой масштаб расстояний, событий, впечатлений. Это земля контрастов. Незамерзающее море и ледяные сопки. Сумасшедший ветер и неподвижные камни. Бесчисленные раны войны и немногочисленные гостеприимные жители.

Вид с хребта Мустатунтури
Сентябрь 2013 г.

Примерно там же
Март 2013 г.

История Рыбачьего — история границы: земли и неба, моря и суши, России и Норвегии.

Вот что пишут о Рыбачьем Брокгауз и Эфрон: «Рыбачий полуостров Архангельской губернии, Кольского уезда, на Лапландском берегу Северного Ледовитого океана. Состоит из двух частей, собственно Рыбачьего и полуострова Среднего, соединенных перешейком (длина 1 верста, ширина 13/4 версты), соединенных с материком другим перешейком (длина 2 версты, ширина 31/2 версты). Длина Рыбачьего полуострова от мыса Гордеева до мыса Немецкого 60 верст, ширина в северо-западном конце до 10 верст, а в юго-восточном до 25 верст». В настоящее время полуостров — часть Печенгского района Мурманской области.

Издавна в прибрежных водах Рыбачьего поморы ловили рыбу. Название Рыбачий полуостров упоминается уже с XVI века. Голландский путешественник Гюйен ван Линсхотен, участник экспедиции 1594 года, упоминает что видел «землю Кегот, называемую Рыбачьим полуостровом». Стивен Бэрроу 23 июня 1576 года после путешествия к северным берегам России утверждает, что был в селении Кигор, а в своих дневниках за 1555 год упоминает Кегорский мыс. На этом месте находился оживленный торг, через который шла торговля Русского государства с Европой. В XVII веке здесь находилось около 16 рыбацких становищ со 109 промысловыми избами.

В 1826 году при проведении границы между Российской Империей и Норвегией полуостров был отнесен к России, несмотря на то, что на полуострове проживали норвежские поселенцы.

Опять Брокгауз и Эфрон: «Рыбачий полуостров прежде был заселен лопарями; с 1865 г. там стали устраиваться колонии вольных переселенцев, преимущественно финляндцев и норвежцев с западного берега Варангер фьорда и норвежского Финмаркена, перешедших в русское подданство, но в экономическом отношении тяготеющих к бывшей свой родине. Русские (до 600 человек) являются сюда только летом, для рыболовного промысла, в некоторые рыболовные становища, например: Вайда-губу, Зубово и Цып-Наволок. Как норвежские, так и финляндские колонии ныне хорошо обстроились; многие из них процветают, благодаря рыбной ловле, скотоводству, торговле и другим промыслам. Всех колоний на Рыбачьем полуострове 9; жителей в них до 500 человек. Административный центр (волостное правление) — в колонии Вайда-губе, считающейся одним из главных мест Мурмана по обилию трескового лова; здесь вылавливают трески ежегодно от 25 до 30 тыс. пудов. У колонистов имеется до 100 промысловых судов, на которых они добывают до 70000 пудов морских рыб и до 5000 пудов рыбьего жира; на этих же судах они производят торговлю с норвежскими городками Варангер фьорда».

«Поселения Мурманского берега разделяются на три разряда: становища, колонии и фактории», — пишет русский путешественник, скрывающийся под инициалами А.П.

Становища состоят из небольших избушек, построенных на скорую руку из половинчатых бревен, иногда просто из толстых горбылей и служат пристанищем для крестьян-промышленников на время пребывания их на Мурманском берегу. Нечего и говорить о неудобстве этих помещений: они сыры, холодны, тесны, темны и дымны.

Колонии составляют постоянные поселения Мурманского берега и образуют из себя отдельную колонистскую волость. Чтобы привлечь желающих заселить край, мурманским колонистам дарованы были в 1868 году некоторые льготы, как-то: право беспошлинной торговли иностранными товарами на местах их поселения, право на получение правительственных субсидий и льготы в натуральных повинностях. Большинство колонистов до последнего времени были норвежские и финляндские переселенцы. Только в последние два-три года многие из кольских мещан стали записываться в колонисты.

Фактории считаются не поселениями, а лишь промысловыми заведениями. Фактористы пользуются теми же торговыми привилегиями, как и колонисты, но не составляют постоянного местного населения и не приписаны к колонистской волости. Фактористы суть крупные рыбопромышленники, ведущие торговлю рыбой с Петербургом. В настоящее время на Мурманском берегу считается три фактории: Паллизена — в Корабельной, Смолина — в Цып-наволоке и Савина — в Шельпиных».

После обретения независимости Финляндией западная часть полуострова была уступлена финнам и возвращена Советскому Союзу после советско-финской войны.

Во время Великой Отечественной войны на полуострове и в прибрежных водах проходили ожесточённые бои между советскими и немецкими войсками.

1941 г.

1941 г.

1944 г.

На территории оккупированной Норвегии и в Северной Финляндии — от Варангер фьорда до Суомуссалми — была развёрнута отдельная армия вермахта «Норвегия» под командованием генерала Н. Фалькенхорста. Армии «Норвегия» ставились задачи — захватить Мурманск, главную военно-морскую базу Северного флота Полярный, полуостров Рыбачий, а также Кировскую железную дорогу севернее Беломорска.

В состав наступавшего на Мурманск корпуса входили усиленные 2-я и 3-я горно-стрелковые дивизии. По плану противника, наступая в общем направлении на Мурманск и Полярный, главный удар нужно было нанести по Титовке и Западной Лице с одновременным захватом полуострова Рыбачий. Вначале корпус быстро продвигался вперед и за несколько дней прошел 30-40 км. Но затем в результате все возрастающего сопротивления 52-й советской дивизии и продвижения по безлюдной каменистой тундре, немецкие войска выдохлись. Наступление было остановлено далеко от реки Западная Литца. Русские высадились в тылу горно-стрелкового корпуса, и против них пришлось направить финский пехотный полк. Для захвата сильно укрепленного полуострова Рыбачий у немцев также не хватило сил.

Бой на Кольском.
1941 г.

Осень 2013 г.

Остатки укреплений

Рыбачий. 1941 г.

Гильзы и пули
лежат до сих пор

Следы войны

Бой на Среднем. 1941

Поземка в марте 2013 г.

На перевале. Март 2013 г.

«Здесь сражались
герои Рыбачьего»

 

«Вечная память морякам-
североморцам, погибшим
у Зубовских островов
на буксире "Первый"». 1943 г.

Памятник на п-ве Средний

 

Немецкие трофеи

Удержав за собой Кольский полуостров и полуострова Средний и Рыбачий, Мурманск и военно-морскую базу Полярный, войска 14-й армии и Северный флот обеспечили свободу действий Северного флота в Баренцевом море, плавание кораблей по Северному морскому пути, сохранили связь с Европой и Америкой.

После окончания войны полуостров был сильно милитаризован. В настоящее время большинство военных гарнизонов закрыты, и только недавно территория Рыбачьего стала открыта для посещения.

ПРОЩАЙТЕ, СКАЛИСТЫЕ ГОРЫ

Стихи Н. БУКИНА
Музыка Е. ЖАРКОВСКОГО

Прощайте, скалистые горы,
На подвиг Отчизна зовет!
Мы вышли в открытое море,
В суровый и дальний поход.

А волны и стонут, и плачут,
И плещут на борт корабля...
Растаял в далеком тумане Рыбачий,
Родимая наша земля.

Корабль мой упрямо качает
Крутая морская волна,
Поднимет и снова бросает
В кипящую бездну она.

Обратно вернусь я не скоро,
Но хватит для битвы огня.
Я знаю, друзья, что не жить мне без моря,
Как море мертво без меня.

Нелегкой походкой матросской
Иду я навстречу врагам,
А после с победой геройской
К скалистым вернусь берегам.

Хоть волны и стонут, и плачут,
И плещут на борт корабля,
Но радостно встретит героев Рыбачий,
Родимая наша земля.

1944

Песня + слайд-фильм (посмотреть и послушать)

Использованные источники:
Википедия
Словарь Брокгауза и Эфрона
А.П. Рыбачий полуостров: Воспоминания о поездке на Ледовитый океан //Русский вестник. – 1876. – №9. – С.5–65.
Материалы краеведческих музеев  Мурманска и Никеля

ДОРОГИ РЫБАЧЬЕГО (приложение для автолюбителей и не только)

Дорога зимой

выглядит

примерно так.

Осенью

всё гораздо

интереснее.

От Озерка до Цып-Наволока -
81 такая промоина.

Небывало засушливая осень
на Рыбачьем.

Высокопрофессиональные водители:
Дмитрий Лебедев
и Сергей Лужин.

Фотографии В. Бурсина, А. Лаушкина, С. Рапенковой, С. Тюкиной.

Версия для печати