Альманах «Соловецкое море». № 10. 2011 г.

Владимир Скопин

О некоторых особенностях бытовой и хозяйственной жизни Соловецкого монастыря в середине XVIII столетия

История Соловецкого монастыря XVIII столетия изучена слабо, но этот период предоставляет исследователю интересные темы и возможности.

С начала того столетия в жизни монастыря стали сказываться новые порядки, явившиеся следствием петровской политики по отношению к Церкви. Однако утверждение этих порядков в удаленном монастыре шло медленно, и лишь мощное административное вмешательство в дела Церкви Екатерины II в 1763–1764 гг., приведшее к утрате беломорской обителью ее земельной собственности на обширных просторах Севера, до основания поколебало привычный строй жизни соловецких иноков.

До середины века в монастыре сохранялось множество черт старого самобытного уклада. Их отражение можно найти в некоторых письменных источниках того времени, в частности в посланиях архимандритов к отдельным представителям братии. В этих напутствиях середины XVIII в. явственно проступает повседневная жизнь соловецких иноков, равно как и круг забот самих настоятелей обители. В суровых условиях Севера соловецкие настоятели несли ответственность за духовное устройство монастыря и его хозяйство, за жизнь иноков, многочисленных монастырских работников и трудников. Они редко покидали монастырь, но когда им все же приходилось это делать (как правило, по состоянию здоровья или вызову духовного начальства), их должностные обязанности ложились на плечи наиболее опытных и хорошо знавших внутренние порядки старцев — келаря, эконома или казначея. В прежние времена отлаженный веками уклад жизни в обители позволял настоятелям в такой ситуации ограничиться устными наставлениями подчиненным. Однако к середине XVIII в. привычный порядок стал все чаще нарушаться, и, видимо, именно это подтолкнуло соловецких архимандритов к составлению письменных инструкций.

В Российском государственном архиве древних актов (РГАДА) сохранились документы, связанные с отъездами на материк архимандрита Геннадия (1741–1761), а затем его преемника архимандрита Досифея (1761–1777). Оба оставляли весьма подробные «определения» (инструкции) к должностным лицам касательно порядка жизни в обители в их отсутствие. Помимо келаря, казначея и эконома, контролировавших внутреннее состояние монастыря в целом и отвечавших за важнейшие сферы его существования, специальные наказы направлялись каждому из руководящих лиц по службам или видам занятий: городничему и житенному монахам, наряднику, руководителю дьячьей службы, подкеларщику, сотнику, хлебенному монаху, солдату-караульщику, кузнецу, главному плотнику, управляющему каменной службой. Перечень упоминаемых в этих документах функций и обязанностей должностных лиц очень широк и дает представление о малоизвестных особенностях бытового, административного и хозяйственного устройства монастыря в это время. Призывы к дисциплине, рачительному и бережливому ведению хозяйства, заботе о здоровье людей и животных хорошо характеризуют круг житейских забот монастырского руководства. Практика подобных письменных наказов относится к 1740-м — самому началу 1760-х гг., т. е. ко времени до секуляризации 1764 г., лишившей монастырь хозяйственной независимости, резко сократившей монастырские доходы, «штат» братии и пр.

Архимандрит Геннадий (Дроздовский), возглавлявший обитель на протяжении двух десятилетий, поступил в монастырь еще в 1713 г. и посвятил любимой обители 48 лет жизни, полных молитвенными подвигами и хозяйственными попечениями. В монастырском архиве за 1740–1750-е гг. мы находим его приказы различным должностным лицам по многим важнейшим вопросам, определяющим порядок и правила деятельности монастыря1. На склоне лет архимандрит Геннадий неоднократно обращался к духовным властям с просьбой уволить его от руководства, ссылаясь на «совершенную старость и дряхлость» и то обстоятельство, что из-за промедления властей в назначении нового келаря ему приходится исполнять «всякие работы, не имея помощника, все собою персонально»2. Однако найти смену опытному и ответственному руководителю долгое время не представлялось возможным. Только в августе 1761 г. из Галицкого Новоезерского Аврамиева монастыря Костромской епархии был назначен новый архимандрит Досифей, который едва ли представлял себе масштабы новой обители и сложность ее порядков. Вскоре нового настоятеля вызвали в столицу для решения различных дел. Покидая монастырь, он оставил многочисленные распоряжения исполнительным лицам, причем подготовлены эти распоряжения были еще его предшественником. Досифей не стал придумывать ничего нового, а лишь ставил свои визы на бумагах, подписанных опытным архимандритом Геннадием. Наиболее подробно в этих инструкциях были расписаны обязанности казначея и эконома3. Однако они представляют собой самый общий свод приказов. В других инструкциях, относящихся по отдельности к каждому из ответственных служителей и публикуемых в настоящей статье, содержится более обширный материал, проясняющий во многих деталях картину повседневной жизни обители.

При публикации текстов для лучшего их понимания современным читателем были внесены изменения в пунктуацию оригиналов.

* * *

Инструкция архимандрита Геннадия монаху Исакию, назначенному быть келарем. 1761 г., 24 августа.

(РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Д. 3988. Л. 1–5.)

Соловецкого монастыря архимандрита Генадия з братиею того монастыря монаху Исакию Шепенкову.

Понеже сего августа 18 дня по получению Ея Императорского величества из Святейшаго Правительствующаго Синода в Соловецкий монастырь к архимандриту и братии указом, по которому повелено по неоднократному архимандрита прошению за долговременную меня в Соловецкий монастырь в разных трудех посланиям чрез сорок восемь лет в том чине архимандритом и двадцать лет бытности (отчего пришел я в совершенную старость и дряхлость), уволясь в Соловецкий монастырь, с полною моею архимандрической честью быть на покое, как в тех указех пространно прописано, а на место мое определен Костромской епархии Галицкого Новоезерского Аврамиева монастыря архимандрит Досифей. А понеже у нас в Соловецком монастыре мною отправляемые были всякие работы, не имея помощника, все собою персонально, а от определения в келаря отлагаемо было от времени до времени и до сего числа, того ради по брацкому определению быть тебе келарем и чинить понеже следующем:

1. В церковь ходить ко всякому пению не леностно, кроме приключившейся болезни, и в посты исповедоваться и причащаться.

2. Над братиею и трудниками иметь всегдашнее смотрение, чтоб поступали во всем благочинно, не пьянствовали, ссор, драк и краж и протчия безчинства отнюдь не чинили. И ежели кто в чем явится виновне, на таковых, изледовав обстоятельно, докладывать архимандриту, а без докладу и ведома архимандричья сам собою как трудников, а паче братию, никого не дерзать и тем не отваживаться, опасаясь за то сам штрафования.

3. За присланными по указом арестантами, кои имеются в монастыре под присмотром и в тюрьмах, иметь тебе крепкое смотрение, чтоб содержаны были по силе присланных об них указов без всякого упущения (смотря указам в соборной келье особливо копии имеются), а подлинные в архиве, и кто где в каторой тюрьме и под присмотром имеется оным быть в тех же местах, кто где определен, и без докладу архимандрита никого никуда не переводить, и оных, присланных в келью, к себе не допущать и компании с ними не иметь, и других до него не допускать, и о том сотнику приказывать тебе накрепко, а ежели над теми колодниками и прочими ссыльными исполнение чинено будет не по силе указов от послабления и несмотрения твоего, и от оных колодников и ссыльных за неисполнение в содержании по указу, отчего могут вновь от их вражды, и за то будешь ты ответствовать во всем, где по указом надлежит, собою, а мне причтено быть не может, в чем ты и подписался.

4. В соборную келью по все дни тебе ходить и следующия дела рассматривать, и которые следует к резолюции, о тех докладывать архимандриту без упущения времени.

5. Работы монастырские служебенные и внешние тебе судеть, о чем от которой службы монахи или старосты будут докладывать, оное по разсмотрению велеть исправлять, а что будет начатия до каких вновь где постройки, о том докладывать архимандриту.

6. В братских кельях и по службам в монастыре и за монастырем приказывать часто, чтоб с огнем поступали весьма бережно по сторонам, и для того стольнику Ревякину приказывать накрепко, о чем в приказе о том подтверждено.

7. Житенному монаху Иову накрепко приказывать, чтоб он имеющиеся амбары в городе с мукою и на берегу с рожью, так и сушиленному монаху Висариону, в которых амбарах какие у него имеются припасы, по часту осматривать и тебе репортовали, не имеется ли какой повреды в кровлях, и с погоды не розбрасалось кровель, или отчего другого нет ли капели, дабы не могли припасы потравиться, отчего может монастырю произотить немалый убыток. А в праздничные дни и в другое свободное время тебе самому те все анбары сверх их осматривать же, все ль исправны, и ежели где малая в кровлях повреда и капель явится, велеть исправлять тот час, и нет ли в крупяных засеках и в анбарах хлебных мышами проеденых великих дыр, отчего может рожь, крупа и протчие припасы на землю сыпаться, и оное велеть житенному и сушиленному осматривать же, и те места, осмотря, вырубать и закреплять снова; мельникам приказывать, что б рожь мололи вес­ма мелко, понеже от сушней муки отрубей много остается, как крупа свыше половины, и оттого немало убытку монастырю происходит.

8. Пищу братии и трудникам производить рыб семгу, палтасину, треску соленую и сухую по разсмотрению, что надлежит в которые дни поставлять, в посты, когда рыба не потребляется, то приказывать поставлять, ежели имеется, капусту, волнухи, грибы сухие, ягоды морошку, варити гущуа з горохом, да с соком переменивая, тесто делать и толокно ставить, на том велеть сушиленному докладывать к архимандриту.

9. В поварне смотрение иметь тебе по вся дни, чтоб выданная рыба поставляема была братии и трудником звенами и ниаткого какого похищения не было, також крупа и масло во шти и кашу выдано было умеренно, чтоб остатков не происходило, и каши б нигде не валялось, и трески сухой нигде около поварни и в других местах метано не было б, и чтоб в поварну была чистота, в котлах и протчих местах, и котлы б вымывали чисто, и очеги под котлами содержали умеренно, а не чрез вычанной, дабы котлам напрасно от жару повреждения не было, под водяным котлом щепу водолеи клали бы с опасностию, а паче в ночное время, и где воду поднимают, в той водолейне в печи огонь был умеренной, и топил бы водолей с опасностию на конюшенном дворе, им же смотрение как в лошадях, так и в протчих чтоб было порядочно.

10. На высокоторжественные и торжественные дни напомятовать тебе, казначею иеромонаху Иерониму, о заготовлении заздравной по прежнему обыкновению, чтоб мед был выдан, сколько надлежит, з запаскою, також и вина горячего на оные ж дни и на дванадесятые и храмовые праздники о выдаче ему казначею для почтения братии по надлежащей порции напаметовать же, токомо не свыше на которой праздник двух осмин, да красного по бутылки, и то з запискою, також некоторые праздники надлежит сварить пива, то доложа архимандриту, и по докладе варить, а собою не дерзать, и, как сварено будет, в роздаче по надлежащей порции братии и кому принадлежит докладывать же, а излишнее никому не давать, дабы от того пьянства не могло происходить и между братиею, и трудниками ссор.

11. Смотрение во всех службах чтоб валентиров и тунеядцов отнюдь не было, а все находились при работах, а ежели кто, паче чаяние, имеется немощен и работать не может, такому ж определить в больницу, пока не выздоровеет.

12. В больнице братской и мирской смотреть прилежно, чтоб пища им поставляема всегда без оскудения, а из лишняго хлеба и кусков отнюдь не было, и завсегда б была чистота, и для того определенному там келарю приказывать о смотрении завсегда накрепко також и по протчим службам смотрение иметь.

13. В братские кельи и по службам выдачу производить соли полуфунта на месяц на человека, сала ворванья для зжения в сальниках по два фунта на месяц на каждой сальник, которые выдачи записывать велено в соборной келье в зкрепленные тетрати, и для того без справки в тетрати никаких выдач не производить.

14. А ежели чего в сей инструкции не написано, а по усмотрению твоему надлежит оное исправить неотменно и следует к пользе монастырской, а не к утрате, то тебе о том докладывать архимандриту для резолюции, не упущая тому удобного времени, понеже всякое дело требует исправления во свое время, кое и упустить не должно.

15. По вышеописанном о всем порученном тебе отправлении жить благочинно и постоянно, как надлежит честному управителю к пользе монастырской, не пьянствовать, напрасных обид и налог братству и трудником по вышеписанному не чинить, под опасениям за то монастырского штрафования по вине преступления.

Генадий архимандрит Соловецкий

Августа 24 дня 1761 года

Приказы (инструкции) должностным лицам монастыря о деятельности, данные по случаю отъезда архимандрита Досифея из монастыря. 1761 г. , 3 октября – 31 октября

(РГАДА Ф. 1201. Оп. 5. Д. 3989. Л. 14–45.)

Приказ городничему монаху Софронию Жукову

По отъезде моем оставлены первыми в обители по управлению всяких дел казначей иеромонах Иероним, эконом монах Исакия, а какие имянно дела исправлять, дана им особливая инструкция, по которой что какое дело воспоследует чинить и тебе по городнической должности всякое вспоможение с наискорейшим послушанием, неупуская времени.

1. По данному тебе приказу городские ворота были к ноче запираны, кои днем отперты бывают, и чтоб затворы были свободны, снег отгребать, башни чтоб все заперты были.

2. Внутри города по кельям и в службах все б было порядочно, пьянства, ссор и драк отнюдь бы не было, а паче всего с огнем поступали б умеренно, в хлебне, поварне и на мелнице весьма того предостерегать и заказывать, что б с огнем осторожно поступали, а на ослушников докладывать казначею и эконому.

3. В трапезе смотреть, чтоб было благочиние, а шумства, ссор, а паче драк как от братии, так и от трудников никогда никакого не было, а завсегда сидели смирно. А ежели кого усмотришь, что находятся в шумстве, на таковых докладывать казначею и эконому для штрафования.

4. На мельнице и хлебнее почасту надсматривать, чтоб суру не делали и пьянства б не было, и ежели где усмотришь, докладывать казначею и эконому для штрафования тако ж, а паче за произшедшее от пьянства, ссор и драки.

5. Всего наиглавнейше надлежит в городе надсматривать караул у Святых и у Никольских ворот, чтоб во всяком добром порядке состоял, а паче в ночное время, чтоб часовые не спали и в доску по пробитии часов били. Замки и печати у церквей, у ризной, ружейной, большой казны полаты и в новопостроенной замки ж и печати осматривали и о том тебе для ведома о благополучии докладывали, а ты казначею и эконому, а сотнику велено в соборной келье иметь в закрепленную тетрать журнальную повсядневную записку о состоянии караулов.

6. Тебе ж надсматривать на конюшне над нарядником и ему поверенных работников, чтоб не было у них пьянства, ссор, драк и кражи меж собою и на стороне, и ежели усмотрено тобою будет, на таковых докладывать казначею и эконому. Кое разобрав дело, виновных штрафовать, смотря по вине, и чтоб работники не гуляли того весьма, предостерегать, понеже они наемные.

7. Над присланными по указу арестантами иметь частое надзирание, чтоб оне были содержаны все по силе присланных об них указов во всем без упущения, и никакой бы придерзости от них не было. А кои окажутся, на таковых докладывать казначею и эконому для штрафования по вине, а паче смотреть приказания, а копии с указов об них присланных имеются в соборной келье и у сотника и ис тех указов выписка, потому и поступать.

8. Сверх же всего вышеписанного памятовать свою должность и монашеское обещание поступать во всем умеренно и благочинно со всяким человеком, как надлежит честному монаху, а паче иметь в почтении казначея и эконома и быть у них в послушании, как принадлежит по монастырскому обычаю; с плутами и дураками, пьяницами, кои не хотят быть в послушании и спокойстве, с таковыми не сообщаться и к ним не приставать, опасаясь за то монастырского штрафования по вине преступления и собою ответа, где надлежит.

Досифей Архимандрит Соловецкий

Октября 19 дня 1761 года

Приказ житенному монаху Иову

1. Смотреть тебе в имеющихся анбарах в городе с мукою, на берегу с рожью почасту, не имеется ль в них какой повреды в кровлях, и в погоды не сбросило ль кровель или отчего другого, нет ли капеля, дабы не могли припасы и рожь потравиться, отчего может монастырю произойти немалой убыток.

2. Ежели где хотя малая в кровлях повреда и капель явятся, то доложить казначею и эконому и велеть исправить плотнику тот час, и не имеются ль в тех анбарах проеденных мышами дыр, отчего может рож сыпаться на землю, и оное по осмотру вырубать и закреплять снова, дабы траты никакой не происходило.

3. Смотреть на мельнице, чтоб трудники рож мололи на муку мелко, понеже от ситней муки отрубей много остается, как крупа, свыше половины, отчего монастырю происходит убыток, и чтоб они рож высушивали и жернова часто ковали, дабы нужней течи не было.

4. А ежели на мельнице какая востребуется починка, оную з докладу казначейского и экономского велеть исправлять плотнику Петру Агамаеву, дабы ни в чем остановки не было.

5. Лошадям на конюшне по требованию нарядника и передовщика хлеб печ из отрубей же, да молоть ячмени в тех хлебы и мешати с отрубями пополам или как годнее, токмо было завсегда оных хлебов довольно и для того отрубей брать ис хлебни довольное число.

6. Просвиренному монаху Тихону определено выдавать пшеничной муки на печение про церкви просфор самой доброй нынешнего привозу на месяц по пяти пуд, а на калачи и просфоры для продажи выдать особливо муку прежних годов, сколько пудов он в месяц возьмет, кою выдачу производит эконом монах Исайя, и по выдаче ему, эконому, записывать в соборной келье в закрепленную тетрать, х которым статьям ему для верности самому и записываться, а деньги за ту муку принимать от него просвиренного казначея иероманаху Иерониму по тритцети пяти копеек за пуд помесячно и записывать в приходящую книгу именно, токмо оную выдачу муки как про церковной обиход, так и на продажу производить тебе по присылаемым за экономскою рукою ордерам, а без ордеров никому нисколько не выдавать.

7. В протчем исполнение чинить тебе, как надлежит верному монаху к пользе монастырской, и что принадлежит где ко исправлению, о том докладывать казначею; из докладу оное исправлять без упущения.

8. Когда будут с мельницы в хлебнею возить муку, то накладывать по десяти возов и отпущать, и, свесши те возы, паки отпущать все по десяти возов, а больше вдруг не отпускать, за коими ходить вслед караульщику, а в хлебнее принимать гостинщику и рубити на рубежи, сколько мешков принято будет, и после всего отписку с теми рубежами с мельничным слугою сводится — сходен ли отпуск будет, дабы от кого каково похищения муки не было и оттого варения суры, отчего могут чиниться ссоры и драки, а ежели сходственно в мешках окажется, то для следствия о том докладывать казначею и эконому.

Геннадий Архимандрит Соловецкий. Октября 3 дня 1761 года.

Дан октября 19 дня 1761 году за подписью господина отца архимандрита Досифея.

Таков приказ житенный монах принял, в том по его прошению копиист Кузнецов расписался.

Приказ кузнечному старосте Матфею Обрасцову

В нынешнюю настоящую зиму оставленных кузнецов для колокольнего дела три человека, а именно солдаты Иван Рышков, Петр Егоров, турчасовец Андрей Сажин, которым ковать к колоколенному делу мастером поковки, а между тем Рышкову каменной службы инструменты молоты, кирки, клинье, ломы, лопатки, лыскари, молотки мастерские и протчие мелочные инструменты все перечинить и наварить, а которых мелочных инструментов имеется со уменьшением, то в прибавок и вновь ковать; а Егорову и Сажину мурманскую мелочную поковку исправить по данному тебе ордеру, мелочную случающуюся поковку исправлять завсегда безостановочно; також разные мелочные поковки в кельях и службах по приказу казначейскому и экономическому и докладу их, где без чего минуть не можно, исправлять же, и что каторого числа сработано будет колокольным мастером, и про монастырь иметь закрепленные тетрати и повседневную в соборную келью записку, которую по приезде моем з берега объявить немедленно, а молотильному быть при колокольном деле из определенных работных к тому колокольному делу, а к монастырскому кузлу брать испытанных или из них же мастеров по переменно, а даточных от нарядника не брать.

Архимандрит Генадий Соловецкий. Октября 3 дня 1761 года.

Дана октября 19 дня за подписанием господина отца архимандрита Досифея.

Таков подлинной приказ кузнечной староста Матфей Обрасцов принял … росписался.

Приказ Соловецкого монастыря господина архимандрита Досифея с братиею того монастыря наряднику Матфею Кузарандину, по которому чинится следующее:

1. В нынешнюю наступающую зиму определенными зимовыми даточными от крестьян тритцети осьми человеками исправлять тебе следующие работы: во-первых, с вараки кирпичь обжиганной вывозить весь в монастырь без остатка, не оставливая ни малых щербин, только оставить самого мелкого впредь для засыпки печи, и покласть вышеписанной кирпич под новопостроенной сарай, при клажи на вараки кирпича на воз велеть разбирать паровик о себе, красной и железняк о себе ж и покласть по местам.

2. К хлебни и поварни и в протчие службы и к брацким кельям дров навозить довольно, чтоб на будущее лето было без оскудения в топлении келей, а буде из братства или из трудников будут роптать, что дрова тонки, того тебе не принимать, а возить каковы есть, ежели хто хочет толстых пусть сам рубит, и то не еловые и не липовые, понеже надобен к строению хором и судов.

3. Смотреть над работными, чтоб на лошадях ездили не скоро, и кормить оных добрым кормом и хлебы печи почасту и о состоянии оных казначею и эконому репортовать.

4. Передовщиком быть ламчанину Тимофею Совершаеву без переменно, которого тебе самовольно ничем не штрафовать и не переменять, понеже дан ему особливый приказ ко исправлению, что потребно, ибо оттого бывает в работе остановка и нерадение.

5. Которые имеются на стойле лошади, коим при сем реэстр, на них дров и бревен не возить, а за сеном ездить давать добрым дрововозам, токомо приказывать, чтоб ездили на них искусно и гривы ис под хомутов выправляли, чтоб не выбивались, и хвосты были б в целости, а ежели у которой лошади хвост вырезан или выдерган окажется, и за то те дрововозы будут штрафованы, також и у других лошадей смотреть же.

6. Лошадей на поля отнюдь не пущать, а кормить сеном добрым и хлебом, а над конюхом смотреть, чтоб содержали в чистоте, а к ночи объеды под них постилали.

7. Над даточными иметь прилежное смотрение, что бы между собою ссор и драк не чинили и не пянствовали, и суру не делали, а ежели кто во оном виновен явится, на таковых докладывать казначею и эконому для учинения им штрафования; и огонь бы в службах был умеренной, а не чрезвычайно много, ночью б с огнем по чуланем не ходили, чего и самому наблюдать же.

8. Тебе ж приказывается накрепко о нанятых вышеписанных в зиму и даточным тритцати осьми человеках повседневно репортовать тебе в соборной кельи, кто на какой работе имеется, которого числа или за какою болезнию не бывал для записки в закрепленную тетрать, а ежели об оных даточных на каторой день репортовано от тебя не будет, то взыщется с тебя, а за невписывание в тетрать приказных служителей неотменно, которая тетрать по приезде моем будет освидетельствовано.

9. Сверх же того смотрения, что принадлежит ко исправлению на конюшне и в протчих местах, а в приказе сем того не написано, оное тебе исправлять же неотменно, и о том казначею и эконому докладывать, что надлежит и исправить и кое исправлено будет, записать имянно и ту записку по приезде моем объявить.

10. Конной навоз возить из дворы перво х кузнечному полю и класть в одну кучу, где и прошлой зимой кладен был по сю сторону огороду, а на гряды не возить, понеже сеян лук и хрен, и чеснок сажен, а потом к Белой башне возов сто в одну кучу класть подле огороду и на репные поля, на кожевенное огороденое класть воз от воза по сажени, и на сенные поля не возить, понеже поля стали хуже, и репа не родится.

11. На вараку впредь для обжига кирпича нарубить и навозить долгарей сосновых и еловых со удовольствием, а березовых не возить.

12. Из вышеписанных тридцати осми человек даточных от крестьян пять человек определены х колокольникам в черноработцы, в каменщики два, в плотники один человек, всего восемь человек, из нанятых на монастырской кошт двадцати двух человек, к ним же колокольникам определены в черноработцы десять человек, в каменщики два, в кузницу один, итого тринадцать человек, всего наемных крестьян и от монастыря определенных х колокольни каме(нщиков) двадцать один человек, коим при тех работах быть, а ежели когда у них колокольников дела не будет, то быть у тебя в работе, а плотнику у Агамаева.

Досифей Архимандрит Соловецкий

Октября 20 дня 1761 года4.

Приказ Соловецкого монастыря господина отца архимандрита Досифея з братиею тото ж монастыря иеромонаху Александру Никонову, по которому чинить тебе следующее:

1. Имеющейся во дьячьей службе салдатских детей учить грамоте, кои ныне остаютца, а кто имяны и что учатся, при сем реестр.

2. Которых учить грамоте словесному и писать, и пению ноты со всяким прилежанием тебе, иеромонаху Александру, и к отцам и братьям в учебные дни, кроме праздников, отнюдь не отпущать, а кто в учебный день из них самовольно отлучится, на таковых для штрафования докладывать отцу архимандриту, а в небытность отца архимандрита — казначею иеромонаху Иерониму, а кои выучили часослов, псалтырь, а писать неучены, таковых писать и пению обучать, а кто сколько в зиму выучит, о том по приезде моем в монастырь объявить доношением имянно, за что и награждение тебе выдано будет.

Октября 20 дня 1761 года, таков подлинный приказ иеромона Александр Никонов принял и росписался.

Приказ Соловецкого монастыря господина отца архимандрита Досифея з братиею того ж монастыря подкеларщику монаху Рафаилу

Понеже сего октября дня усмотрено у тебя в трапезе и в келарской на столах брацких и мирских весьма необиходно скатерти брацкие ветхие и от долгого времени на столах от рыбы завалялись и от похлебок залиты, а мирские в великом небрежении, что уже и роспознать что полотно не можно.

Того ради чинить следующее:

1. Быть тебе, монаху Рафаилу, по прежнему в подкеларщиках и оную подкеларщикову службу; в ней посуду братскую медную и оловянную, и имеющуюся в подкеларщиковом чулане, також и в другом чулане мирскую медную посуду, сколько какой имеется весом и числом, и скатерти братские и мирские иметь в добром порядке и принять под свое хранение.

2. Тебе ж иметь чистоту в трапезе и в келарской, и нарежать трапезника, стольников и слугу, которой при подкеларщике живет, чтоб посуду оловянную и медную ходячую, повседневную мыли часто, и коя на праздники ставитца, чтоб чиста была, приказывать счелочить почасту, в начале всех четырех постов, да и меж постами щелочить же, чтоб нисколько не забукела оловянная, а паче медная, чтоб была вылужена, блюдье и братини квасные и ковши, ежели на коих сосудах полуда сошла, об них назначено докладывать, чтоб приказал вылудить, а нелуженой отнюдь бы не было, чего тебе всемерно наблюдать.

3. Тебе ж, монаху Рафаилу, на всякое воскресение посуду пересматривать, что б была в чистоте; скатерти братские и ручники, что б все были белы и чисты, також и мирские в трапезе и в келар­ской, чтоб чисты были не так, как ныне видно, что гнусные тряпицы и хлеба положить гнусно, и для того отдавать почасту мыть братцкие бучейщику братскому, а мирские на Гагарье мирскому бучейщику мерою з запискою, и принимать також, ветхие переменять: брацкие — у денежного казначея, а мирские — у портного.

4. Пищу прибавочную на праздники и в протчия дни и постное кушание на братию роскладывать, причем велеть слуге, чтоб было равно на всех блюдах, а мирские особливо на то определенной стольник раскладывал бы равно ж по всем блюдам и то тебе ж надсматривать, чтоб все было порядочно.

5. Тебе ж, подкеларщику, обедать и ужинать после братского стола, а как братия кушают, тогда тебе иметь смотрение, что б стольники братские и мирские чинно свое дело отправляли и никакого б шуму ниоткого не было, и никто б не в свое место не садился, но всяк бы садился, где кому показано; а особливо в трапезе и келарской поваренной большой никому б рыбы, ни каши, и никакого кушания не давать; когда ужины бывают по постным дням на крылоских, то тебе, подкеларщику, накрепко смотреть что б шуму не было, а кто станет шуметь, на таковых докладывать, за что будут такие грубианы и штрафованы, а оные ужины с поварни приносить в келарскую и на столы ставить в келарской подкеларщикову слуге со стольниками.

6. Тебе ж, монаху Рафаилу, иметь крепкую предосторожность, что б как во время пения, так и обедаючи, и никогда из братства монашествующих в келарскую, кроме обыкновенно бывающего одного будильщика, низачем не допущать, так же бельцы, то есть крылоские и ис протчих служеб приходящие, кроме своих служебных подкеларской службы, безвременно не ходили и тому ссор и драк, и никаких разговоров отнюдь не чинили (как то сего 26 дня иеромонахом Никодимом пришед в келарскую нахально учинил драку, за что оштрфован), а ежели кто впредь отважитца, не взирая на сей приказ, в келарскую приходить из монахов или из бельцов, будут на таковых докладывать отцу архимандриту, а в небытность его архимандритом казначею иеромонаху Иерониму, а казначею таковых штраховать по монастырскому обыкновению, дабы таких безпорядков впредь последовать не могло.

Октября 26 дня 1761 года. Таковой подлинный приказ монах Рафаил принял и росписался.

Приказ Соловецкого монастыря господина архимандрита Досифея с братиею обретающегося во оном монастыре по обещанию по пашпорту отставному боцману Луке Ревякину, по которому чинить следующее:

1. Быть тебе при монастыре сотником и осматривать повсядневно в обходе обще с капралом Алексеем Масельгиным и с караульщиками, во первых, святые церкви Преображения, Успения, Чудотворную, Никольскую и Благовещенскую, и тех церквей в папертях замки нутряные и висячие, паникадила, лампады и фонари, також на переходах у ризной, оружейной и денежной казны и у новокладовых чуланов замки ж, а где есть и печати, а особливо в часовнях, где имеются гробницы, и на них покровы и пред образами лампады и на образах оклады, венцы и окончины, також и за городом в часовнях государевой и Зосимовской, коя имеется в магазеях в одной связи образа, кресты и листы, и церковь загородную Онуфриевскую, что б в паперти по стенам никакова марания углем и ничем не было б, повсю чисто и цело, и в чесовнях кресты не окусаны б и нестоганы, и листы не отодраны были, осматривать же и репортовать настоятелю, а в небытность его кому приказано будет, что оное все и везде состоит благополучно.

2. А ежели где какое повреждение в замках и печатях явится или ис паникадил, лампад и от образов и протчего от кого украдено будет (как то прошлого 754 года весною в марте месяц в соборной Преображенской паперти неведомые воры из висячего паникадила медной подсвечник выломили), но от бывшаго сотника Прокопия Грезина властям объявлено не было, и за оное все взыскано было с него с сотника и с караульщиком со штрафом, и никакие от них отговорки во оправдание были не приняты, чего тебе всемерно опасаться.

3. Во время хождения твоего в ночных часах дозором для осмотру колодников по тюрьмам и по протчим местам, ежели попадется кто бродящей из монахов или белцов по монастырю или по стене и около келей и полат таковых, неприемля от их никаких отговорок, ловить и приводить в караульную, и посадив под караул, начевать в соборной кельи, записав, а по утре о них докладывать властям для резолюции, дабы ни кого шатающегося по ночам не было.

4. Во оном же хождении смотреть тебе прилежно, что б в кельях огонь был умеренной, а не чрезвычайно много, а где огня много усмотрено будет или в которой кельи и службам, брать под караул же монахов и бельцов, и об них докладывать настоятелю, а паче всего предостерегать, дабы великих огней в ночное время не было.

5. Ежели где тобою усмотрен будет кто пьяной и шатающейся безвременно и ходя чинить по монастырю и за монастырем необычной крик,таковых днем и ночью приводить же в караульну з запискою в соборной кельи и доложить настоятелю.

6. Над присланными по указом арестантам, которые имеютца в монастыре под присмотром и в тюрьмах, иметь тебе крепкое смотрение, чтоб содержаны были по силе присланных об них указов (с которых из соборной кельи даны тебе выписки) без всякого упущения, и кто где в которой тюрьме и под присмотром имеетца, оным быть в тех же местах, кто где определны, и оных присланных в кельи никому ходить не допускать и компании с ними не иметь, и других до того не допускать, а ежели над оными колодниками исполнение чинено будет в содержании их не по силе указов, от послабления твоего отчего от них могут быть вражды, и за то ты будешь ответствовать сам собою, где по указом надлежит, а к Соловецкому монастырю причтено быть не может.

7. Смотреть накрепко, чтоб во всех службах трудники суру отнюдь не делали, отчего чинится между ими немалые ссоры и драки, а где увидено будет, то властям докладывать немедленно и по докладу оную суру у них вынимать и их сажать под караул для штрафования.

8. Во время хождения твоего дозором по городовой стене и на монастыре осматривать, все ль чисто имеется, а ежели по осмотру, где против какой службы и кельи нечисто окажется, а паче на городовой стене и около церквей, об том объявить настоятелю для сыску таковых дураков и наказанию и очистке тех мест.

9. Сверх же того накрепко подтверждается, что ходячи ночью в обходе и в определенных часах смотреть тебе, как у малой Казенной полате, что под Успенским крыльцом, так и у большой казны замки и печати, все ль в целости находятся и в добром ли смотрении состоит, и о том по вся утра келарю и казначею репортовать; как в тех полатах, так и о протчих караулах иметь тебе в соборной кельи повседневную журнальную записку во учиненную на то закрепленную тетрать.

10. И о вышеписанном о всем исполнять тебе по сему данному приказу во всем без упущения как надлежит: не пьянствовать, обид и налогу никому не чинить под опасением за то монастырского штрафования по вине преступления.

Геннадий Архимандрит Соловецкий. Октяб­ря 3 дня 1761 года.

Октября 22 дня 1761 года за подписанием господина отца архимандрита Досифея. Таковой приказ и приняли соцкой боцмонской мастер Лука Ревякин и росписался.

Приказ хлебенному монаху Евтихию, по которому чинить следующее:

1. Быть тебе в хлебне над всеми смотрителем и муку содержать за своим замком, и на печение хлебов оную муку тебе выдавать мерой, записывая в данную тебе тетрать, коликое число мер выдано будет, також и что ис квашни печеных хлебов будет записывать же, кою тетрать по приезде моем с берегу объявить.

2. Приносимые из брацких келей хлебные корки також и к службе оные дела размачивать и класть в квашню, а чтоб так не валялись и не сгнили б напрасно, чего тебе весьма наблюдать, и ежели ис келей брацких или ис служеб корки приносить станут гнилые, на таковых для штарафования докладывать казначею иеромонаху Иерониму и эконому монаху Исакию.

3. Когда станут с мельницы в хлебню муку возить, то тебе приказывать, что б ребята отнюдь не возили, а возили даточные, на коликих лошадях возить станут, толико ж число было б людей, а одному человеку на двух лошадях не возить, и ездили б вдруг обозом, и те работники сами накладывали б и сносили б, а особливым отнюдь не быть, и притом тебе наикрепчайшее смотреть, что б не могли какого мешка с мукой унести для делания сур, чего для иметь в то время записку, коликое число мешков на лошадь положено будет, и кто возить також, и по накладке всех возов по той записки и принимать, а ежели у кого на возу мешок утратитца, то на таковых для взыскания и штрафования докладывать казначею и эконому, чтоб он впредь так чинить не отваживались, и по окончании воски ту записку отдовать в соборную келью.

4. Смотрение тебе иметь наикрепчайшее над большим (?) також и над трудниками, чтоб оне сур отнюдь на делали, ссор и драк не чинили, а ежели делать будут, на таковых докладывать казначею и эконому для наказания, и что б впредь чинить было им не повадно и с огнем ходить б весьма бережно.

Генадий архимандрит Соловецкий

Октября 24 дня 1758 года.

Приказ Соловецкого монастыря господина архимандрита Досифея с братиею того монастыря капралу Алексею Масельгину, по которому чинить следующее:

1. По отъезде моем остаться тебе по очереди своей в Соловецком монастыре в зиму и быти в карауле с протчими монастырскими солдаты капралом, над которым иметь тебе смотрение, чтоб на карауле стояли по определенным часам без отлучки, а паче всего в ночное время, что б с часов в караульню отнюдь не ходили и на часах не спали, часы как на колокольне пробьют, в доску били б, в обходе с сотником ходили б, и дороги, занесенные снегом, где надлежит, завсегда разгребали не леностно.

2. А сколько на оном том карауле оставлено в зиму с тобою солдат, при сем сообщен реестр, и чтоб оные солдаты на карауле стояли в чистоте, бороды брили, тако ж и волосы убирали завсегда и на высокотрожественные дни были б мундерах и с шпагами.

3. Над оными солдатами смотреть, чтоб сур отнюдь же не делали и не пьянствовали, ссор и драк отнюдь не было, чего тебе и самому того отнюдь не чинить.

4. А ежели кто из солдат в чем тебе будет преслушен или станут пьянствовать, на таковых докладывать казначею иеромонаху Иерониму и эконому монаху Исакию немедленно, а самому собою тебе никово не штрафовать, и от квасоварни и от сушила ты уволен, а посылать туда половину молодых, а стариком бытии при карауле.

5. В церквах, в ризной, старой казне и в новопостроенной казне ж у дверей и печатей смотреть ночью и днем почасту и репортовать казначею и эконому, в Спасской паперти, и у Чудотворцов, и в Успенской папертех же смотреть образов, на них оклады серебряные, и паникадила, на них свечи в вечеру и по утру смотреть, чтоб чего хто не похитили, и о том по часту репортовать же келарю и казначею.

6. В часовне Германа и Иринарха, в Филипповской погребальной смотреть оканчин, внутре образов, на них окладов, коим дана сотнику закрепленная тетрать.

7. За городом в часовне смотреть, что б было все сохранено, на пристани государевой у анбаров, что над Просворой чудо, у Филипповской, у Зосимовской и Германовой часовнях хотя понедельно для зимнего времени, и потому ж о состоянии репортовать.

8. За городом сколько в которой часовне образов, листов и на какоих образах оклады сребряные, и при которых фонари, тому всему дана сотнику особливая тетрать, кое всегда прилежно смотреть и почасту сеи приказ читать и паметовать, чтоб чего не утратилось как в городе, так и за городом

9. Ежели казначею иеромонаху Иерониму и эконому монаху Исакию будет кто о чем противен из братии и трудников, таковых по приказанию их сажать под караул в караулне неотменно, несмотря на никакие их отговорки, и кому за какую вину чинить приказано будет наказание или другое какое штрафование, то по приказу их исполнять во всем безпрепятственно.

10. Смотрть тебе, чтоб у солдатских детей, которые во дьячей случаются, волосы были б завсегда завязаны и для того волосов бы они не стригли, а находились бы в чистоте, о чем дьячьему старосте приказывать того ж наблюдать, и чтоб оне, солдатские дети, завсегда были при своем учении, а праздно не шатались и не резвились, а где таковые же тобою усмотрены будут, то, поймав, приводить во дьячью к старосте и велеть чинить им наказание, а обучать их, солдацких детей, велено понедельно годовщикам з запискою в закрепленную тетрать, которую тетрать для памяти приносить им к казначею, и в соборной келье чинить записку, кто что обучает, как то и при мне чинилось.

Генадий архимандрит Соловецкий. Октября 3 дня 1761 года.

Таков подлинный приказ за капрала салдата Алексея Масальгин принял и росписался своеручно.

Дан октября 19 дня 1761 года за подписанием господина отца архимандрита Досифея.

Приказ плотнику Петру Агамаеву, по которому чинить следующее:

1. Смотреть на мельнице, чтоб все было исправно, и какой починки требует, оную исправлять безостановочно, дабы в молотье помешательства никакого восполедовать не могло.

2. При том же накрепко смотреть в мельнице над трудниками, что б муку мололи мелко, дабы отрубей мало выходило, и рожь высушивали б, и жернова ковали по часту, и чтоб в кужней течи не было.

3. И прочие случающиеся какие работы и поделки в разных службах и брацских кельях по приказу казначейскому и экономскому тебе исправлять же, и обретаться на своем же платье, а награждение тебе ис казны будет выдано попрежнему безобидно.

4. Из сосновых бревен, кои на берегу в сараи, натесать брусья для разных поделок и колод, что б было в готовности доволно к лету.

5. На соборной Преображенской церкви, на приделе Феодора великомученика, на Успенской церкви три главы, всего четыре главы, и на оных кресты весьма ветхи, и для той перекрышки глав не тесано чешуи осиновой довольно, а крестов не имеется, того ради к будующей весны кресты зделать, а оных старых глав не роскрывать и крестов не сымать без ведома, и ожидать о том на будующую весну определения, понеже без позволения епархиальной духовной Архангелогородской консистории роскрывать глав и вновь крыть и крестов ставить не можно.

6. К нижному сухому колесу новые пальцы насадить, верхнее сухое колесо новое положить, понеже старые весма раскололось, и вам новой положить же кое все готово имеется, в запас зделать колесо сухое новое, три шестерни зделать новые же в запас, при оных работах обретаться при тебе плотникам ендогубцу Василию Степанову, нюхчанину Ивану Федосьеву, и того с тобою трем человеком, которым быть и при колокольнем деле, когда от монастыря потребуется.

Генадий архимандрит Соловецкий. Октября 19 дня 1761 года.

Таковой подлинный приказ плотник Петр Агамаев принял, в том его прошению солдат Иван Шундиков росписался.

Приказ солдату Ивану Рышкову, по которому чинить следующее:

1. Имеющийся у тебя под охранением каменной службы монастырские инструменты, а именно, молоты большие и малые, кирки большие и малые, что карнизы вытесывают, клины, ломы большие и малые, лопатки, подмазывальные лискари, что известь в ушатах мешают, молотки мастерские и протчие мелочные инструменты, кои налицо имеются, оные все в настоящую нынешнюю зиму тебе перепочинить, и которые из них надлежит наварить, оные наварить, а на ту починку и на наварку железа и укладу требовать по ордеру от выдаче кузнечного монаха Паисия з запискою.

2. А который мелочный инструмент имеется со уменьшением, то в прибавок и вновь ковать, а сколько сковано будет, записать имянно для записки на тебя в отводные книги, и для того кования и починки и кузла колокольного; на карауле тебе на стоять.

3. И насадить оные молоты, кирки и лопатки, и лыскари на чивья березовые самые плотные, а насаживать их снизу, а не сверху, что б не сваливались, дабы к будующей весны оные инструменты были во всякой исправности для случающихся разных монастырских каменного дела работ.

4. Ушатов известных и шаек, что б было довольно, и кои ветхие, те велеть щанному старое перечинить, а которые в починку не годны, взять в перемену новые, дабы при работе в том остановки не было.

5. Кисти все перебрать же, и которые к делу впредь явятся негодные, оные зделать вновь, а щетину требовать у казначея потребное число, дабы было кистей со удовольствием.

6. И сколько чего тобою старой перепочинки и вновь сколько будет також и протчего исправлено, о том по приезде моем весною в монастырь объявить реестром немедленно.

7. С вараки обжиганой кирпич двух печей велено наряднику Матфею кузаранцу весь вывозить без остатка и покласть подле колокольни под сараи, токмо тебе оной кирпич при клаже под сараи велеть розбирать и класть на двое — железняк и красной вместе, токмо паровик о себе.

Генадий архимандрит Соловецкий. Октября 19 дня 1761 года.

Таковой подлинный приказ салдат Иван Рышков… росписался.

Приказ Василью Дьяконову, по которому чинить следующее:

1. Под Спасскою церковью в погребах имеется капуст белой и кочанной, бураки и ретька, содержать тебе оный погреб и сосуды, в коих вышеписанная кладь имеется, во всякой чистоте, чтоб отнюдь плесни на которой кадке не было, почасту оную очищать, собирая ковшиком или кличкою в сосуд, и оное выметивать вон ис погреба, а в погребе не метать, чтоб от того и более не плеснело, и на тех кадках были бы поделаны крышки, а без крышек ни единой не было, при том же смотреть накрепко, что б течи ни мало не было не ис которой, а кои худы, велеть набивать обручи новые, чтоб за ветхостию обручей не могло быть течи, а кои окажутся сосуды весма ветхи, то онои овощ переложить в новой и безопасный сосуд.

2. В будущие посты после утрени на первом часу докладывать казначею иеромонаху Иерониму и эконому Исакию, объявя о вышеписанном всем, что на погребу которого прикажут к обеду на братию поставить на стол оное, сколько надобно к обеду, наклав сосуд подкеларщику, отпустить з запискою, на которой день чего отпущено имянно и в каком сосуде, и оную ведомость по прошествии зимы подать в соборную келью.

3. А понеже серой капусты и бураков довано из оного по суботам и по праздником, и когда полиелеи бывают, з докладу казначейского и экономского набрать, варить шти, по постам також и ретку давать.

4. А кои сосуды о порозни, того ж дня отдать выпарить и, исправя, отдать старосте щаному для осмотру и починки, впредь ко оному же и употребить.

5. Репу выдавать огороднему позволяетца, токмо смотреть гнилой, кою и перебирать почасту, и оную загнилую репу велеть брать конюхам, коим крошить и кормить роготой скот, росолы делать ис пареной репы, кою парить в пече наряднику Матфею кузаранцу, сколько когда потребно, а излишнею вдруг не напаривать.

6. Морошки спущено в Святое озеро против кузницы в пяти бочках, ис которых в посты з докладу казаначейского и экономского вынимать по одной бочке обще с сушиленном монахом Висарионом и поставлять на братию на обед в сковоротки, покладывая в ту морошку толокна, по мере какова дана.

Архимандрит Генадий, октября 3 дня 1761 год

Дана октября 19 дня 1761 году за подписанием господина отца архимандрита Досифея.

Таковой подлинный приказ Василий Дьяконов принял…. и расписался.

Скопин Владимир Владимирович

Родился в 1942 г. в Москве. Окончил исторический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. В течение долгого времени работал главным искусствоведом Центральных научно-реставрационных проектных мастерских Министерства культуры РФ. Заслуженный деятель искусств РФ. Автор многочисленных публикаций о Соловках.

1 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 2. Д. 1352, 1365, 1671, 1672; Оп. 5. Ч. 2. Д. 2999, 3000, 3987а.

2 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Д. 3988. Л. 1.

3 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Д. 3989. Л. 1–10. Эти материалы были представлены автором на Международной научной конференции «Духовное и историко-культурное наследие Соловецкого монастыря XV–XX вв.» (Соловки, 13–19 сентября 2010 г.) и намечены для публикации в одном из ближайших выпусков «Соловецкого сборника».

4 За этим документом на л. 21 об. – 24 следуют: «Риэстр на конюшне сколько имеется стоялых лошадей и какие шерстью и званием», «Реестр нанятых в монастыре от крестьян даточных сего 1761 года апреля до 1 числа», «Реестр нанятым работникам на монастырский кошт. От 1 октября 1761 мая по 1 число».

Версия для печати