SOLOVKI.INFO -> Соловецкие острова. Информационный портал.
Соловецкий морской музей
Достопримечательности Соловков. Интерактивная карта.
Соловецкая верфь








Судьбо-верфь

На Большом Соловецком острове, на Сельдяном мысу, в шлюпочном амбаре, где находится Соловецкий морской музей, десятый год строят реплику ботика Петра Первого «Святой Петр». Новое судно тоже называется «Святой Петр». Придумали его в «Товариществе северного мореходства» как экспедиционное, то есть команда будет ходить на ботике в исторические экспедиции по Белому и Баренцеву морям. Так совпало, что с руководителем строительства «Святого Петра» Александром Лапенко мы встретились на Соловках в день апостолов Петра и Павла...

– Александр, в 2007 году, когда была первая презентация проекта, вы рассказывали, что всегда мечтали строить корабли...

– Ну «всегда мечтал» – это немного слишком. Но мне повезло. Я сам из Великого Новгорода, какое-то время работал в магазине, где продавали стройматериалы. И когда устал от этого, поехал в Архангельск, нанялся помощником к мастеру в яхт-клуб «Норд». Потом в Новгороде нашел работу по деревянным лодкам, затем в Питере на большом Петровском фрегате немножко поработал... И потом узнал, что здесь есть такая стройка.

– Сначала «Святой Петр» строили волонтеры, правильно? Люди из разных городов приезжали, уезжали...

– Да, изначально строительство шло на таких волонтерских началах. Но для долгой стройки это невыгодно. Нужны люди, которые работают постоянно и знают свое дело. И они же должны есть, пить, гдето жить... Поэтому теперь судостроителям платят зарплату. Строим круглый год, ребята на лето не разъезжаются. Все, кто работает, живут здесь. Из Москвы два человека приехали и остались, из Архангельска один, один из Петрозаводска. Эти четыре человека – как раз костяк бригады. Двое из них приехали для того, чтобы жить на Соловках, и уже потом влились в строительство. Еще двое живут, пока строят корабль.

– А семьи у них есть?

– Ну вот один парень уже здесь женился. А второй вместе с семьей из Москвы сюда переехал. И вроде бы они не собираются уезжать, когда строительство окончится.

– Сколько вообще человек нужно для такой стройки?

– Сейчас работают десять, но это даже много. Оптимальное количество – шесть человек.

– Давно хотела спросить – откуда вы лес берете? На Соловках – заповедник, рубить нельзя, неужели завозите?

– В Москве и Питере закупаем доски из дуба и ангарской сосны. Оттуда возим на машине, потом по морю. Ангарская сосна – она как обычная сосна. Но ее в Сибири распиливают по-особому, и доска идет без сучков. Конечно, такая стоит дороже. Но чтобы, например, борт сделать, доску с сучками не возьмешь – она сломается. А внутрь, туда, где простые прямые элементы, мы берем обычную строительную сосну. И еще частично лиственницу – она покрепче, чем сосна.

– А Петров ботик из какого дерева был построен?

– Из сосны, скорее всего. Его строили на архангельских верфях. Петр приглашал голландцев, но работали наши плотники, а голландские руководили. У нас в судостроительной группе есть парень, который далеко продвинулся в изучении исторической части, архивные документы поднимал. Но их на самом деле не так много. Мы, например, так до конца и не поняли, какая носовая фигура была на самом деле у ботика Петра. Придумали сделать фигуру орла. Теоретически орел вполне мог там быть. – Получается, у вас не было чертежей? На что вы опирались? – Петровское судно – это голландский типовой проект, и от того проекта много чертежей осталось.

– А у этого типового судна какое было назначение?

– Это называлось «херрин яхт» – судно богатого человека. Хотя на нем и стояли пушки, это не полноценный боевой корабль. И не полноценный торговый корабль. Просто судно для господина.

– А Петру зачем оно было нужно?

– Он собирался на нем практиковаться ходить по Белому морю и командовать флотилией. Два раза заходил на «Святом Петре» на Соловки.

– Это со «Святым Петром» связана легенда, что царь шел на Соловки, попал в шторм, укрылся на Заяцком острове и там придумал Андреевский флаг?

– Да-да!

– Строго говоря, вы Петров ботик в какой степени повторяете?

– Очень приблизительно. Мы и размеры уменьшили, потому что амбар не позволял, и оснащение у судна все современное – в целом от того ботика у нас остался силуэт. Но мы и не ставили перед собой задачу повторить его полностью. Мы хотели построить судно, которое напомнило бы об этом «Святом Петре».

– А парусное вооружение какое? То есть старое или парусами будет управлять компьютер?

– Вообще, будут мотор и паруса. Парусное вооружение – приближенное к старому проекту, но делать его будем по-новому, чтобы все же легче было управляться. Морская команда у нас не очень опытная в том смысле, что там в основном гуманитарии, преподаватели университетов... У «Товарищества» есть судно поменьше, построенное на основе рыбацкого бота, переделанного в пассажирский кораблик, – на нем ходят в экспедиции. Но это моторное судно, не парусное. И команда специально проходит морскую практику, чтобы потом управлять парусным кораблем.

– Вам туристы на строительстве не мешают? На борт не пытаются залезать?

– Не пытаются. Но у нас тут и атмосфера такая... рабочая. Посторонних сюда не пустят – это в воздухе висит.

Беседовала Светлана ГАВРИЛОВА

Версия для печати