SOLOVKI.INFO -> Соловецкие острова. Информационный портал.
Соловецкий морской музей
Достопримечательности Соловков. Интерактивная карта.
Соловецкая верфь








Альманах «Соловецкое море». № 8. 2009 г.

Иеромонах Донат

Семь стихотворений, посвящаемых трудникам Соловецкой обители

«В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает…»

Евангелие от Матфея, гл. 18:1-5.

 Соловецкие воспитанники. В центре иеромонах Августин (Хлебников). Фото 1910 г. ЦАК Соловецкого монастыря

В северных губерниях родители нередко отправляли детей от 14-ти лет и старше в Соловецкий монастырь. Если ребенок выздоровел после тяжелой болезни, пережил опасность или чудесным образом избежал смерти, он должен был по обету (по обещанию взрослых) потрудиться на Соловецких Чудотворцев. В одной из грамот 1514 г. монастырскому священноначалию предписывается «ведать монастырь, беречь братию, варницы и детей»1. В послании Филиппа Митрополита Московского игумену Паисию приказано «дать детям на триста человек полторы рубли, — по деньге» 2. В XVII в. сложилась особая общность мирян при монастыре — «детёныши». Обитель брала под свою опеку сирот. По достижении зрелого возраста у них был выбор: покинуть монастырь или принять монашество. В 1860 г. архимандрит Порфирий открыл на Соловках училище. «Безбрадые трудники» нуждались «в образовании ума и сердца для собственного счастия и блага»3. Они обучались Закону Божиему, грамоте, арифметике, церковному пению, иконописи. Увозили с собой драгоценный опыт благочестия и разумного хозяйствования. Соловецкий монастырь был крестьянским по составу братии, устроению жизни, послушаниям. Не все юноши по исполнении обета спешили возвратиться домой. Архимандрит Иоанникий, например, уроженец села Поле Онежского уезда, будучи юношей, остался в обители и, поднявшись по ступеням монашеской иерархии, был избран настоятелем монастыря. Предлагаем вниманию читателей назидательные стихи иеромонаха Доната, бережно хранящиеся в Церковно-археологическом кабинете Соловецкого монастыря. Изданы они были в 1912 г. для духовной пользы соловецких мальчиков-трудников. Не все произведения благозвучны и музыкальны. Недостатки формы компенсируются содержанием: искренностью веры и чистотой чувства – качествами, которых не достает современному человеку.

В. Матонин

Семь стихотворений, посвящаемых трудникам Соловецкой обители, —

крестьянским мальчикам Северного края

Написаны библиотекарем Соловецкой обители иеромонахом Донатом

Издание Соловецкого монастыря

Москва, 1912

1

Аще обещаеши обет Господеви Богу твоему, да не умедлиши воздати его.
(Второз. гл. 23, ст. 21)

Играйте, невинные дети!
Ликуйте, младые друзья!
Но знайте, что спросит к ответу
И вас всех Небесный Судья.

Оставивши кровлю родную,
Вы с юною, детской душой
Явились в обитель святую
Исполнить священный долг свой.

Вы немощны были и хилы:
За вас обещалася мать, —
И, чудо! таинственной силой
Вас вдруг подняла благодать.

Больное, предсмертное ложе
Невидимый Врач посетил, —
Господь Всемогущий всё может, —
Он здравие вам возвратил.

Он с тем исцелил вас, чтоб жили
Вы новою жизнью — святой,
Чтоб верные слуги вы были
Царю и отчизне родной.

Растите ж, мужайтесь, крепитесь
Для блага Российской земли
И Богу усердней молитесь
Смиренно, от чистой души.

2

Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытайте духов, от Бога ли они: потому что много лжепророков появилось в мире.
(1-е Иоан., гл. 4, ст. 1)

Молитесь усерднее, дети,
Угодникам с верой, друзья,
Чтоб вам избежать хитрой сети,
В которой таится змея!

Печальное время настало:
Для гордых — Царя, Бога нет…
Увы! революции жало
Кровавый везде ставит след.

Вещатели ложного мира
Шагают злодейским путем;
Их адская, льстивая лира
Играет смертельным мечом.

Они, льстивой речью Иуды,
Твердят о всеобщей любви, —
А сами бесстыдно на блюде
Главу вам подносят в крови.

Не слушайте, дети, той лиры, —
Имейте в себе Божий страх!
Их гордых сердец все кумиры
В день страшный рассыплются в прах.

Напыщенный дух в них смирится,
Невольно замолкнут уста,
Когда крест на небе явится
Царя и Судьи всех — Христа.

3

К свободе призваны вы, братия! Только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти.
(Галат. гл. 5, ст. 13)

Страшитесь, любезные дети,
Вы жизни греховной, друзья!
И знайте, что сгубит навеки
К дурному привычка своя.

При данном законе свободы,
Свободно для всех жизнь течет, —
Смотрите ж: куда в эти годы
Вас чувство и воля влечет?

Питают ли душу младую
Небесного света лучи?
Иль смотрите в даль вы другую,
При слабом мерцаньи свечи? —

Без солнца погибнет, завянет
Поднявшийся пышно цветок, —
Без помощи Бога затянет
И вас, дети, в смертный поток.

Отверженных демонов злоба
Повсюду людей стережет:
От самых дней юных до гроба
Прельщает различно и жжет.

Но тот победит, кто взирает
С любовью на знамя креста
И сердцем закону внимает
Спасителя Бога — Христа.

4

Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седее; но в законе Господне воля его и в законе его поучится день и ночь.
(Псал. 1).

Учитесь прилежнее, дети,
В законе Христовом, друзья;
Ходите в Божественном свете, —
И будет вам небом земля.

Как древо, красуясь цветами
При чистых источниках вод,
Вы станете вечно трудами
Своими давать сладкий плод.

Весна — ваши дни: удобряйте
Полоску души чистотой,
И семя святое бросайте
В нее вы своею рукой.

Что юной весною посеешь,
То в дряхлую осень пожнешь:
Куда наклонившись ты зреешь,
Туда и, созрев, упадешь.

Средь мрака греховного ночи,
В юдоли земной, жизни сей,
Блюдите душевные очи
От пагубных мерзких страстей!

Пусть волны клокочут, смущают,
Пусть льстивые звуки летят, —
Не верьте: они вас прельщают,
Они вас в погибель манят!

5

Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире, похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.
(1-е Иоанн. гл. 2, ст. 15, 16).

Хранитесь, невинные дети,
Средь мира растлений, друзья:
Со сладкими звуками — сети,
Под пышною розой — змея!

Мир смотрит на вас, улыбаясь:
В нем ярко соблазны цветут;
И многие, ими прельщаясь,
На верную гибель идут.

В нем ловко ковры расстилает
Над бездной отверженный дух;
С почтением всех призывает,
И многие «с ковриком» — бух!..

Для многих последние ночи
В безумном весели шли,
Но утром их буйные очи
Закрытыми на век нашли.

Для многих распутных остыла
Своя им родная семья…
Ах, сколько таких схоронила
В себе мать — сырая земля!

А мир всё глядит, улыбаясь:
Кругом будто розы цветут;
И многие, в них ошибаясь,
На веки в погибель идут.

6

Горе миру от соблазнов… (Матф., гл. 18, ст. 7)

Димас оставил меня, возлюбив нынешний век. (II Тим., 4, 10)

Братия! О горнем помышляйте, а не о земном. (Кол., гл. 3, ст. 2)

Увы, мир соблазна, лукавый!
В тебя тот, кто сердцем уйдет,
Как сбившийся путник усталый,
Истаявши гладом, умрет.

О, дети, живите по-Божьи!
Питайтесь небесным зерном!
Боритесь с соблазнами, ложью!
Тоскуйте о царстве ином!

Ничто не насытит желаний
Земное бессмертной души,
Одна лишь слеза покаяний
Отрадна с молитвой в тиши.

Богат ли ты будешь, златницы
Отнимут душевный покой;
Иль славен, врагов вереницы:
В сем мире уж жребий такой.

О, юноши жизнью вы полны:
Пред вами пестреют цветы,
Под вами — кипучие волны,
Над вами — могилы, кресты…

Пред вами лежат две дороги —
Любую из них выбирай:
Одна — в суетливой тревоге,
Другая «средь терния» в рай.

7

Благо человеку, когда он несет иго в юности своей.
(Пл. Иерем. гла 3, ст. 27)

Блажен тот, кто в юности бремя
Христово на рамо возьмет;
Кто жизни цветущее время
Своей Богу в дар принесет.

Того не смущает мир грешный,
Кого не коснулся в нем яд;
Того не прельщает блеск внешний,
Кто внутренне духом богат.

Богатства его не отнимут
Разбойники мира сего:
Пусть руки на тело поднимут —
На небе богатство его.

Он, полный отрадной надежды,
Не знает смятенья души;
Его не нахмурятся вежды:
Все люди ему хороши.

И скромно он, в тайне от мира,
Проходит свою жизнь в трудах:
На нем под лохмотьем порфира,
И ветвь — знак победы, в руках.

Как перл драгоценный, сияет
Он в Божиих светлых очах, —
Не видит сего мир, не знает,
Ослепши в житейских лучах.

1 Досифей (Немчинов), архим. Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. М., 1836. Ч. 1. С. 67.

2 История первоклассного ставропигиального Соловецкого монастыря (репринтное издание). М., 2004. С. 172.

3 Там же. С. 174.

Версия для печати