SOLOVKI.INFO -> Соловецкие острова. Информационный портал.
Соловецкий морской музей
Достопримечательности Соловков. Интерактивная карта.
Соловецкая верфь








Возвращение Афанасия Булычева: богатейший на севере промышленник и меценат щедро помогал монастырям Коми края

Надгробие А.В.Булычева в Соловецком монастыре. Фото 1990-х гг.

Этот снимок надгробия Афанасия Васильевича Булычева сделан в начале 90-х годов. Текст на нем гласит: «Крестьянин Орловского уезда Вятской губернии потомственный почетный гражданин монах Соловецкого монастыря Афанасий Васильевич Булычев скончался апреля 8 дня 1902 года 75 лет от роду». По словам одного из биографов промышленника, архангелогородского исследователя В.Матонина, надгробие над местом захоронения Афанасия Васильевича несколько раз передвигалось, меняло свое местонахождение. Это не удивительно. Ведь для Соловецкого монастыря большая часть ХХ века прошла под знаком запустения. Удивительно то, что последний приют монаха Афанасия вообще сохранился.

Памятник истории, культуры, архитектуры — Кылтовский Крестовоздвиженский монастырь нынешней весной и летом приковал к себе повышенное внимание. Поводом для этого послужили предписания противопожарных служб, посчитавших монастырские строения не приспособленными для проживания в них насельниц. Растянувшиеся на несколько месяцев проверки завершились победой монахинь, отказавшихся покинуть свои кельи. Одновременно с этим в монастыре произошли и другие важные события, однако не ставшие достоянием гласности. Не так давно благодаря усилиям благотворительного фонда, призванного помочь возрождению обители, началось восстановление каменной ограды, когда-то опоясывающей весь комплекс монастырских построек. Кылтовские монахини в эти дни обрели и две копии икон, которые когда-то принадлежали основателю монастыря архангелогородскому купцу первой гильдии Афанасию Булычеву. А буквально на днях в Сыктывкар пришли несколько экземпляров книги с воспоминаниями соловецкого инока Афанасия. Под этим именем провел свои последние годы и ушел из жизни А.В.Булычев, успев напоследок оставить потомкам полное лишений и опасностей жизнеописание.

Владелец заводов и пароходов

Воспоминания Афанасия Булычева «Ныне к вам прибегаю» успели оценить пока немногие. Но для тех, кому книга уже успела попасть в руки, она стала настоящим открытием, откровением. До сих пор об отце-основателе Кылтовского Крестовоздвиженского монастыря в Коми было известно немного. Если не сказать — почти ничего. Являясь попечителем крупнейшей в нашем крае православной обители, Афанасий Васильевич никогда здесь постоянно не проживал, бывал лишь наездами. Оборотистый и, как сейчас бы сказали, успешный предприниматель в зрелые годы обосновался в Архангельске. Но по рождению Булычев — вятский. Прежде чем стать одним из богатейших на севере России людей, ему пришлось пройти «университеты», которые смогли бы сломать, сбить с панталыку любого на его месте. Афанасий Булычев, можно сказать, избавил своих биографов и потомков от скрупулезной, кропотливой работы по изучению его жизненного пути, на закате лет найдя силы для мемуаров. Рукописи, как известно, не горят. Вот и булычевская дошла до наших дней и теперь напечатана.

Книга увидела свет в Архангельске и успела быстро разойтись среди тамошних любителей старины. Информацию о ней в интернете случайно обнаружила сыктывкарский ученый Надежда Чермных. Надежда Аполлоновна занимается исследованиями физиологии человека и животных. А в свободное время уже много лет кропотливо изучает свои корни. Ее предки по одной из родовых линий носили фамилию Булычевых. И тоже, как купец Афанасий Булычев, происходили из Орловского уезда Вятской губернии. Проследить родственные корни сыктывкарке пока не удалось. Тем не менее на всех выявленных Булычевых Надежда Аполлоновна собирает досье.

Пройти мимо личности Афанасия Булычева, считает она, просто невозможно. Во второй трети XIX века на севере России с этим человеком мало кто мог потягаться и по капиталу, и по внедрению технических новшеств, и по размаху благотворительности. Именно Булычев в середине XIX века стал инициатором развития пароходства на северных реках. В августе 1858 года по Северной Двине поплыла первая паровая машина. За его штурвалом стоял сам Афанасий Васильевич. Уже в 1859 году было заложено судоходное сообщение между Архангельском и Великим Устюгом. В 1883 году воды северных рек стало бороздить первое пассажирское судно «Вычегда». Если в 1866 году по Двине ходило пять, то в 1909 году уже 289 паровых судов.

В 1868 году А.Булычев открыл собственное пароходство, его первый личный пароход назывался «Десятинный». Такое имя он носил не случайно. Десятую часть доходов от пароходства купец жертвовал церквям и монастырям.

Масштабы коммерческой деятельности А.Булычева впечатляли современников. Он занимался хлеботорговлей, на его фабрике производились зажигательные спички... Вынашивал идею соединения Волжского и Северо-Двинского бассейнов, для этой цели предпринимал попытку строительства железной дороги от Казани до Котласа. Немалую часть вырученных средств все эти годы Афанасий Васильевич щедро жертвовал нуждающимся. В 1892 году в Архангельске на свои деньги он построил в память жены Веры Егоровны внушительную богадельню. Учреждение для проживания сирых и убогих пользовалось до революции большой известностью. Закономерным итогом жизни этого человека стало и его удаление на покой в Соловецкий монастырь. Здесь он и скончался в 1902 году.

В Зырянском крае

Кылтовский Крестовоздвиженский монастырь

В громадной по территории Архангельской губернии имелись глухие уголки, которые во многом благодаря Афанасию Булычеву расцвели, стали развиваться. Один из них располагался в 115 верстах от уездного города Яренска, у небольшой реки Кылтовка. Здесь в XVIII веке подвизался пустынножитель, затем стали происходить знамения, привлекавшие паломников. Булычев начал хлопотать об открытии в этом месте женского монастыря. Получив благословение Иоанна Кронштадтского, устроил возле Кылтовки кирпичное производство. В 1894 году здесь был освящен деревянный храм в честь Стефана Пермского. В год смерти Булычева, в 1902-м, заложена пятиглавая каменная церковь во имя Зосимы и Савватия Соловецких. Меценат подарил обители 2,5 тысячи десятин земли и 35 тысяч рублей.

До Октябрьской революции Кылтовский монастырь владел 44 культовыми, хозяйственными и жилыми постройками. Число насельниц и послушниц в этой «земле обетованной» доходило до 170 человек. Затем наступили черные дни, почти 60 лет уникальный культовый и архитектурный комплекс пребывал в запустении. Но теперь он снова возрождается.

Всегдашнюю помощь и поддержку от Афанасия Булычева получали и монахи Ульяновского мужского монастыря. Не многие знают, что первый булычевский пароход причалил под стенами этой обители в 1878 году. По рассказам очевидцев, приход по реке паровой машины произвел на местных жителей неизгладимое впечатление. Монах Арсений описывал это так: «Толпы народа бежали по берегу, как будто стараясь перегнать пароход.... Многие женщины спускались к самой воде и умывались волной, которая настилалась на заплеск от быстрого пароходного движения. Жгучее любопытство посмотреть на красивую барку, которая сама идет против воды, шипит, свистит, разжигало вычегодских детей природы... Все отдельные части парохода ощупывали они руками, ходили по каютам, спускались в машинное отделение, ахали и охали, судили и рядили всяк на свой лад. Булычев объявил всем собравшимся, что завтра утром, сколько может поместиться людей, он всех бесплатно прокатит до Усть-Куломского селения и обратно. Набралось народу полнехонько. Булычев расщедрился: он приказал буфетчику всех мужчин угощать водкой, а женщин – чаем. Поклоны адресовались ему со всех сторон за неожиданный праздник».

В 80-е годы А.Булычев отправлял безвозмездно в Троице-Стефано-Ульяновский монастырь до 700 пудов различных грузов, за умеренную плату перевозил паломников. Он же на своем пароходе доставил сюда паровой двигатель для подъема воды и молотьбы. Впоследствии это устройство многократно облегчило труды монастырской братии.

Мемуары соловецкого инока

Мемуары А.В. Булычева дополняют его биографию множеством новых деталей, штрихов. Промышленник и меценат писал, что родословие свое ведет от воеводского приказчика, убежавшего в вятский город Орлов из Новгорода. Отца своего, Василия Калинича, характеризует такими словами: «Очень набожный, трезвый, высоконравственный, серьезный, очень смышленый». Всю жизнь отец пытался наладить свое дело, из крестьянского сословия перешагнуть в купечество. Но так до конца и не смог вырваться из тиска долгов, жизни на грани нищеты. На полуголодную жизнь были обречены и семеро детей.

Любимец отца Афоня с младых ногтей проявлял интерес и усердие в овладении грамотой. Но проучиться из-за стесненных средств удалось недолго. Десятилетним мальчик остался без горячо любимой матери, что стало причиной удвоившихся, утроившихся лишений. Куда только после этого не забрасывали его волны житейских бурь, где только ему не пришлось потрудиться! Мальчик-лакей, разносчик булочек, кашевар у бурлаков, помощник приказчика, приемщик партионной пшеницы... Ареной жизни молодого человека из небольшого уездного городка Орлова стала вся страна. Афанасий Васильевич описывает немало случаев, когда он неминуемо должен был погибнуть. Но чудесным образом оставался цел. Воспоминания обрываются, можно сказать, на полуслове. Несмотря на то что в Москве он очутился на самом дне жизни, ему снова улыбнулась удача. Его приветили богатые купцы Кузнецовы. Видимо, продолжить дальнейшее повествование автору помешала смерть. А нам остается лишь догадываться, каких усилий стоило ему подняться со дна жизни до вершин коммерции.

Ничто в этом мире не происходит случайно. Одновременно с автобиографической книгой А. Булычева сыктывкарка Н.А.Чермных из Вятского областного краеведческого музея получила и копии двух икон, связанных с жизнью промышленника и мецената. Одна икона венчальная, ею Афанасия Васильевича благословлял при его первом бракосочетании отец. На второй иконе осталась надпись о смерти его отца. Со слезами на глазах приняла эти реликвии нынешняя настоятельница Кылтовского Крестовоздвиженского монастыря Стефанида. «Наш благодетель возвращается», — целуя иконы, сказала она.

Анна НИКОЛАЕВА
Газета «Республика», № 152 (4309), 21 августа 2010 года

Версия для печати