SOLOVKI.INFO -> Соловецкие острова. Информационный портал.
Соловецкий морской музей
Достопримечательности Соловков. Интерактивная карта.
Соловецкая верфь

Альманах «Соловецкое море». № 7. 2008 г.

Иван Смирнов

Хождение за три моря: Описание перегона среднего сетеподъемника из Ладожского озера на Соловецкие острова весной и летом 2007 года

Герой рассказаГерой рассказа

Публикуемые материалы носят характер скорее этнографических, нежели гидрографических зарисовок, так как рассказывают о характерах и нравах современного русского человека, его безудержной вере в удачу.
Не всегда наши предки выходили в море, надеясь на русское «авось». Поморы серьезно относились к морской жизни и тщательно готовились к любому, даже кратковременному выходу в море.
Героям этого рассказа не просто способствовала удача. То, что переход прошел без потерь и трагедий, для участников авантюры повод задуматься: почему Бог хранил их. Что им предстоит еще сделать в жизни, чтобы «отработать» доверие?
Перегнать через три моря, реки и каналы на Соловки ржавое, дырявое железное «корыто» без двигателя, с приваренным радиатором отопления вместо руля, без электричества, навигации, настоящих карт, с парусом, сделанным из куска брезента, — это чудо. Герои «хождения за три моря» скажут: «Да нет тут ничего необычного и героического. Хотелось получить катер и не отступить от задуманного. О последствиях не думали. Делали то, чему научила жизнь на Белом море, и все получилось».

Редакция

Подыскать подходящее судно у нас на берегах Белого моря не так-то просто. Не слишком большое, чтобы можно было с ним совладать своими силами, мореходное и надежное. Кроме того, железные корпуса в морской воде подвержены сильному воздействию коррозии и снаружи, и внутри.

Прочитали мы случайно объявление в газете, что продается судно — ССП (средний сетеподъемник). Правда, находится оно далеко от Соловков: на Суходольском озере, что соединяется рекою Бурной с озером Ладожским.

Созвонились с хозяином продаваемого судна, расспросили. Он сообщил, что двигатель требует капремонта. Винт, руль отсутствуют. Десять лет судно не эксплуатируется, стоит у причала зимой и летом. Цену назвал приемлемую. Вот и решили мы купить этот кораблик и перегнать на Белое море. Хотя как его перегонять, если он не на ходу? «За морем телушка — полушка, да рупь перевоз». В том и заключалась наша авантюра: начиная это предприятие, мы понятия не имели, как доставить немаленький катер за тысячу километров на Белое море.

По весне, когда мы решили ехать за покупкой, возникла еще одна проблема: судно утонуло, как только растаял лед, в который оно было вморожено. То ли выдавило деревянный чопик, забитый в место балера руля, то ли появилась течь в корпусе.

Первоначальное положениеПервоначальное положение

2 мая 2007 г.

К вечеру экипаж собрался в Удальцово на берегу Суходольского озера, на территории форелевого хозяйства, возле торчащей из воды рубки затонувшего корабля. Состав авантюристов:

Сергей Николаевич (Батя) — суровый капитан Северного флота. За ним было принятие ответственных решений.

Сергей Попцов — мореход, способный не просто участвовать в авантюрах, но и вовлекать в них.

Иван Смирнов — мореход, легко поддающийся на авантюры.

Ходили по причалу и чесали затылки. Располагались, хлопотали по хозяйству. Спать легли в машине.

3 мая

Утреннее солнце пригрело сквозь стекло «Газели». Вставать не хотелось. Ночью было холодно.

В ожидании хозяина готовились к подъему затонувшего судна.

Владимир Петрович, директор форелевого хозяйства, согласился нам помочь своими средствами: дал талевку, мотопомпу, тросы и т.д., мы пользовались сваркой и даже дровами. Впрочем, это объяснимо: он был заинтересован убрать катер из своей акватории, чтобы избежать проблем с санэпидемстанцией.

Ездили в местные совхозы, лесхозы, дорожное хозяйство в поисках техники, способной вытаскивать из воды пароходы.

После полудня приехал хозяин. Он стал расхваливать свое судно, пользуясь тем, что мы не можем сами оценить покупку, пока не поднимем. В общем, отступать было поздно: сделка состоялась.

Тем временем слухи о нас разошлись по округе, и вечером на берегу появился тракторист. Он предложил испытать его «Кировец». И вот, через час мы сделали первую попытку подтащить катер к берегу, на мелководье. Результат: метр или полтора в нашу пользу, порванные тросы и такелажные скобы.

4 мая

Лично я проснулся с ощущениями больших проблем: спокойно-то не жилось!

Делали наивные попытки поочередно откачать воду из отсеков, приподнять нос талевкой, зацепленной за понтон и т.д. Груз свалившихся проблем на душе к вечеру стал совсем тяжелым — как наш корабль…

5 мая

Ездили в поселок Ланденпохью к знакомому бывшего хозяина судна за крепкими тросами. Сто сорок километров в одну сторону. Потом пригнали трактор и снова дергали, пока не оторвали ему фаркоп.

9 мая

Победа! Вчера к нам приезжал 25-тонный кран. С горем пополам и неведомой подъемной силой, непрерывно откачивая воду из отсеков и героически ныряя туда, чтобы заткнуть разные щели тряпочками и чопиками, через которые поступала вода, удалось добиться всплытия.

Радости не было границ, поэтому можно пропустить все, что с этим связано…

***

Это был первый этап нашей эпопеи. Еще раньше нас предупредили, что на реке Бурной труднопроходимые пороги. И только сейчас мы об этом задумались. По тем порогам сплавляются байдарочники, которые утверждают, что «пройти по ним сложно. На порогах мелко, всюду торчат камни, течение сильное». А у нас — 16 метров длины, 3,5 ширины, 1,2 осадки и водоизмещение 16 тонн. Правда, обнадеживает то, что воды по весне много.

Местные рыбаки давали комментарии типа: «Напротив порога — дачи олигархов, и житья вам не будет, если вы там „корыто“ свое оставите» или: «Ладога?! Да там радарная проводка! Куда вы? Вас не выпустят!»

Под парусом!Под парусом!

Собирались в путь недолго. Навели порядок на кораблике, натаскали дров, досок, закупили провизии. Приварили руль, сделанный из радиатора системы отопления кубрика. Из куска брезента «три на четыре» наладили парусок. Взяли напрокат гребную лодку, оставив в залог машину. Юрий Котельников, знакомый Сереги Попцова по давним морским приключениям, у которого дача на Суходольском озере, подарил нам буржуйку — ее мы поставили в кубрике. Он же согласился перевезти арендованную лодку на трейлере обратно с другой стороны Ладожского озера.

15 мая

Туман. Ближе к вечеру, когда терпение у Сергея Николаевича лопнуло («Нет больше никакого желания тут находиться!»), поставили на лодку подвесной мотор «Ветерок» и скатались на реку к порогу, чтобы посмотреть на него и оценить. В этом месте река имеет изгиб, а после порога поперек выходит каменистая коса. Течение сильное, визуально проход по стремнине шириной метров семь с поворотом, и, если не развернет лагом и позволит осадка, то все равно есть вероятность выскочить на косу за порогом, если поток не отвернет нас в сторону. Уверенности никакой.

Но вскоре мы тащили туда наш корабль. Лодка под восьмисильным «Ветерком» разгоняла ССП до 5 км/ч по показаниям GPS-навигатора. Перед самым порогом, направив корабль носом на стрежень, отдали буксирный конец и доверились потоку.

Вода потемнела и забурлила, как у нас на Соловках возле острова Муксалма, в Железных Воротах. Судно закачало и понесло с внушительной скоростью аккурат между бурунами от торчащих камней. Все прошло, как по сценарию, даже лучше! Как щепку, потоком протащило нас по самому глубокому месту. Следом спустилась по порогу и лодка во главе с Сергеем Николаевичем.

Можно представить, насколько улучшилось настроение у всех! Даже у олигархов, приехавших к выходным на свои дачи и созерцавших это явление с берега.

Дальше спускались по течению, и нас то и дело наваливало на отвесный правый берег. Крепко досталось лодке: ее прищемило, когда мы пытались отжаться.

Перед самым заходом солнца вышли в Ладогу, ориентируясь по створным знакам (река считается судоходной ниже порога) и по карте из интернета формата А4 (различимы на ней были только изобаты).

В награду за нашу смелость дул свежий попутный ветер. Взяли курс по навигатору на Свирскую губу. Отметили неплохую управляемость на попутных курсах и приемлемый ход, достигающий пяти километров в час, а при порывах еще больше. Зафиксировали руль, привязав румпель веревкой, и лежали на курсе, как трамвай на рельсах. Лодку затащили на борт. Сергей Николаевич заступил на вахту и то читал детективы, то дремал в рубке и видел сны про «радарную проводку».

За ночь одолели 70 км водного пространства.

16 мая

Ясно. Ветер юго-западный, 2–3 м/с. Скорость хода до 1 км/ч. Мобильная связь «не берет». К вечеру снова раздуло.

17 мая

Ветер сильный, уходит к югу. Волна полтора-два метра. До Свири еще далеко, хотя виден берег и маяк при входе в губу Свирскую. По фарватеру заходят Волгобалты. Пытаемся разглядеть приемные буи в бинокль и на нашей «карте».

В тот день в Свирь мы не попали. После полудня при подходе к Свирской губе ветер еще усилился и порывами угрожающе трепал парус, пока не лопнул фал. Чтобы завести новый, прошлось «рубить» мачту. Нас стащило к наветренному берегу Свирской губы, где мы встали на якорь. При таком направлении ветра в реку зайти было невозможно.

18 мая

Когда мы вылезли из кубрика, солнце нагрело палубу. Вяло дул легкий ветерок с озера. Погода — как по заказу.

В Свирь заходили под мотором ранее описанным способом и преодолели 20 километров пути за 6 часов. За это время успели посидеть на мели, когда попытались значительно срезать путь, а смельчаки даже успели искупаться. Ошвартовались у рыболовного пирса в Свирице.

Некоторое время думали, что делать дальше. Нервничали.

Потом пришли в диспетчерскую, которую долго вычисляли по мачте с радаром, скрипящим несмазанными подшипниками. Диспетчерская находится в стареньком сарайчике, внутри стоит современный компьютер, и на его дисплее отображается судоходная ситуация. Это, наверное, и есть «радарная проводка».

Диспетчера не пришлось долго уговаривать помочь нам с попутным транспортом. Она стала запрашивать каждое попутное судно и просить взять нас на буксир. Мы благодарно вручили ей коробку конфет и оставили номер своего телефона.

19 мая

Телефон зазвонил в шесть утра: «Волгобалт» через пятнадцать минут будет ждать нас на рейде. Под «Ветерком» вышли на рейд и приняли буксирный конец. Сергей Николаевич снял с лодки мотор, закинул его на наш ССП, а сам погреб обратно — лодку нужно возвращать в Удальцово. Оставшихся мореходов потащил за собой «Волгобалт».

Он тянул наш кораблик, как болонку на поводке, со скоростью 17 км/ч! Только шуба заворачивалась! В порыве страсти уронили на палубу фотоаппарат и сломали, потеряв возможность фиксировать дальнейший ход событий.

К десяти часам вечера, миновав 270 км и два шлюза, «Волгобалт» вывел нас в Онежское озеро и оставил на рейде, пожелав удачи. От презента капитан отказался: «Не искушайте!» Мы бросили якорь. Подняли тост за «Волгобалт» и его капитана, а также за отзывчивого диспетчера.

Был ясный, теплый и безветренный весенний вечер. На небе светили звезды, мимо ходили корабли, в двух километрах горели огни Вознесенья.

А впереди еще лежало много километров Онежского озера.

Везение сопутствовало нам всю дорогу, и мы даже не сомневались, что на следующий день подует попутный ветер.

20 мая

Так и есть. Утром, подняв парус, мы продолжили путь…

День за днем болтались мы где-то в Онежском озере. Казалось, что мы стоим на месте, а результат замечал только тот, кто просыпался на вахту. Сергей нес дневные вахты, а я бдел ночные. Дремал в рубке. Ничего и делать не надо было, лишь иногда поглядывать за обстановкой. Судном управлял ветер. Он менял направление, когда мы собирались менять курс, и все время был попутным, иногда почти попутным, за исключением двух раз, когда мы простояли полдня на якоре.

На четвертый день закончились сахар, курево и все остальное, кроме макарон и чая, который пришлось курить. Батарейки в GPS-навигаторе тоже почти сели. Приходилось включать его лишь иногда, чтобы свериться с курсом. Телефон разрядился, хотя идея подзарядить его от аккумулятора шуруповерта через автомобильную телефонную зарядку позволила сделать несколько телефонных звонков и немного успокоить близких.

Признаться, нам все уже порядком надоело. По берегам кипела жизнь. Мы наблюдали ее в бинокль, а зайти никуда не могли, потому что не смогли бы выйти обратно. Альтернативы парусу не было, пока мы не попали на одну из банок, окружающих остров Петро, при входе в Повенецкий залив.

С банки мы слезли с помощью шестов. Нас отнесло дальше от фарватера к тому самому острову и выбраться оттуда при таком направлении ветра не представлялось возможным, к тому же и ветер скис. Ситуация заставила изобретать замену парусному передвижению. Пробовали грести досками, но эффекта не было.

Тогда из тех же досок сколотили конструкцию, которую привязали к борту и закрепили на ней подвесной мотор «Ветерок». При отсутствии волны мотор позволял двигаться и управлять рулем. Под мотором мы шли почти всю следующую ночь, т.к. ветра не было — как и терпенья у нас. А под утро, когда мы были в двадцати километрах от Повенца, подул ветер, как всегда попутный, который стремительно потащил нас по фарватеру.

В бинокль мы высмотрели причал обстановочников неподалеку от шлюза Беломорканала и с ходу подошли к нему на большой скорости. Пришвартовались ювелирно: скинув парус и одновременно отдав якорь, мгновенно потеряли ход, развернулись и нежно прижались к кранцам пирса к изумлению собравшихся на причале обстановочников и к своему собственному.

Вот так, на одном дыхании мы и прошли путь от Суходольского озера до Повенца. Меньше чем за две недели одолели около 700 км. Для себя на практике доказали возможность передвижения под парусом — даже таким условным, какой был у нас. Да и на безвозмездную помощь людей тоже можно рассчитывать.

Внутренние ресурсы поиссякли: мы утомились от неспешного движения, неизвестности, да и друг от друга. К тому же Беломорканал еще не открыл навигацию, поэтому мы взяли тайм-аут и разъехались по домам, пристроив наш ССП у обстановочников.

* * *

Вернулись через месяц, в конце июня. Катер «Счастливый Скиталец» держал путь от Москвы к Соловецкому архипелагу. Мы заранее договорились, и он взял нас на буксир.

Канал прошли за три дня, но последний шлюз нам не открыли: «Нет, в море мы вас не пустим! На вашем судне нельзя в море!»

Было противно унижаться перед тем, кто не пускает нас на порог собственного дома! Всю дорогу мы рассчитывали на себя, и люди и стихия нам помогали. А теперь сидели, как беспомощные цыплята в своей скорлупе. Андрей Соловьев, владелец «Скитальца», не бросил нас и остался ждать.

На следующий день начальник порта дал «добро».

Белое море встретило крепким северным ветром и встречной волной. Наш ССП, наконец, испробовал морской воды.

Регулярный рейс ССП «Фавор» Кемь–Соловки. Лето 2010 г.Регулярный рейс ССП «Фавор» Кемь–Соловки. Лето 2010 г.

Часто встречаются в море всякие чудаки на всевозможных байдарках, парусных катамаранчиках и прочих лодочках, гонимых по воле ветра и волн. Они не обращают внимания на тех, кто крутит пальцем у виска, а пишут статьи о своих подвигах в «Катера и Яхты» и интернет. Вот и мы, презрев всеобщее недоумение, однажды поучаствовали в подобной авантюре, решив добыть себе катер.

Впрочем, история с катером еще не закончена. Отважные мореходы превратились в трудолюбивых кораблестроителей. Добытое на дальних берегах судно требует капитального ремонта…

Смирнов Иван Сергеевич

Родился в 1980 г. на Соловках, в семье потомственного моряка, маячника, а сейчас живет в Санкт-Петербурге. Закончил соловецкую среднюю школу, морской лицей в городе Архангельске, студент Северо-Западного заочного технического университета Санкт-Петербурга. Остается верен морехождению. И в период навигации, подобно соловецкой чайке, устремляется на Соловки. На вопрос, зачем ему нужен корабль, отвечает: «Чтобы быть самим собой».