Альманах «Соловецкое море». № 4. 2005 г.

Владимир Скопин, Владимир Сошин, Алексей Жданов

Памятник архитектуры XVII в. — Андреевская церковь на Большом Заяцком острове

Церковь во имя св. апостола Андрея Первозванного — замечательный памятник деревянной архитектуры, расположенный на Большом Заяцком острове Белого моря, в 4 км от Соловецкого монастыря.

Памятник относится к типу ярусной церкви с одной главой. Ярусность создается за счет венчания четырехскатной кровли невысоким восьмериком, увенчанным барабаном с обитой лемехом главой. Композиционно храм состоит из трех обычных объемов: паперти (притвора), собственно храма и пятигранного алтаря.

Сруб храма и паперти выполнены из круглого леса, а стены алтаря — из двукантного бруса. В интерьере стены стесаны «в лас». Углы сруба храма выполнены «с остатком», а углы паперти, алтаря и верхнего восьмерика — «в лапу». Все здание церкви опирается на валунное основание. Конструкция крыши паперти — слеговая, а храма и алтаря — стропильная; покрытие — желобленный и дороженный тес. Верхний восьмерик храма опирается на четырехстенный сруб, лежащий на поперечных балках-связях чердака храма. В прошлом по сторонам основного одноярусного четверика располагались галереи (паперти). С запада к паперти примыкало нарядное крыльцо с резными столбами. В настоящее время в храме полностью утрачена обстановка интерьера, иконостас, столярное заполнение и отсутствуют северная и южная галереи и крыльцо.

Несмотря на позднейшие переделки, несколько исказившие первоначальный вид здания, Андреевская церковь, обладая многими достоинствами памятников русского деревянного народного зодчества — техническим совершенством, пропорциональной слаженностью, лаконизмом силуэта, ненадуманной красотой сруба, неповторимой теплотой фактуры, является украшением Большого Заяцкого острова и запоминающимся элементом грандиозного архитектурного ансамбля Соловецких островов.

Место «посреди моря», на котором была поставлена церковь, примечательно в истории и культуре Русского Севера. Еще в II–I тысячелетиях до н.э. Заяцкий остров находился на пересечении промысловых маршрутов и был местом загадочных обрядов поморских племен саамов и карел. После основания Соловецкого монастыря (первая половина XV в.) в орбиту его деятельности вошел и Заяцкий остров, использовавшийся на протяжении веков как важный пункт морских сообщений. В начале второй половины ХVI в. при св. игумене Филиппе Колычеве на нем были возведены первые каменные постройки — жилая палата, поварня и валунная гавань с пристанью.

Первые сведения о культовых строениях на острове относятся к концу ХVII в. В рукописном реестре грамот о постройке и освящении церквей в Новгородской епархии значится «Грамота в Соловецкий монастырь архимандриту Фирсу 7199 (1691 от Р.Х.) году о переноске часовни стрелецкого строения Соловецкого острова на Заяцкой остров»1. Царская грамота в монастырь, видимо, была послана в 1691 г. по просьбе самого соловецкого настоятеля, заботившегося о восстановлении монастыря после «Соловецкого сидения» 1668–1676 гг. — военного сопротивления монахов и их сторонников реформам патриарха Никона. В ходе многомесячных стычек, какими характеризовался заключительный этап противостояния мятежной обители и присланных для ее усмирения царских стрельцов, последние несли потери и нуждались как в месте отпевания, так и месте погребения погибших. Храмов вблизи монастыря не было и, вероятно, именно по этой причине была построена упоминаемая в документе часовня. По-видимому, это случилось после 1672 г., когда стрельцы стали круглогодично жить в «таборах» — временных палатках в полукилометре к северо-востоку от монастыря. Есть еще один архивный источник, уточняющий вышеприведенную запись и свидетельствующий, что в монастыре хранилась «Грамота его преосвященства Афанасия архиепископа о переноске часовни, которую поставили служилые стрельцы, стоячи под Соловецким монастырем, на Заецкой остров и о поставлении на оной часовне четырехконечного креста 7199 [1691. — Авт.] года»2. Древнего описания этой часовни мы не имеем, однако следует полагать, что поставленная стрельцами для культовых нужд, она имела значительные размеры, увеличенные за счет боковых галерей. Если учесть, что большинство стрелецкого войска набиралось в средней России, то и формы возведенной часовни должны были тяготеть к традициям этой местности. Ее посвящение св. Иоанну Предтече напоминало об усекновении главы святого и, очевидно, должно было указывать на жертвенный подвиг стрельцов.

Не известно, по какой причине стрелецкая часовня была перенесена на Заяцкий остров. Возможно, после взятия монастыря необходимость в ней отпала, а восстанавливающий после разорения свою экономику монастырь заботился больше о спасении душ бороздивших море людей, которые часто оказывались на Б. Заяцком острове, который был морскими воротами обители. Однако и место стрелецкой часовни со временем было отмечено: уже в описи монастырских построек 1705 г. указывается, что на месте вывезенной стоит новая рубленная шатровая часовня с папертями по трем сторонам3. В настоящее время на ее месте находится типовая для соловецкого строительства середины XIX в. каменная восьмигранная часовня во имя св. Иоанна Предтечи.

Факт переноса часовни с одного места на другое в богатом строительной историей монастыре был бы малозначителен, если бы не исследования последнего времени. До настоящего времени считалось установленным, что стоящая сейчас на Большом Заяцком острове деревянная церковь в честь св. Андрея Первозванного была возведена во время второго пребывания на Соловецких островах Петра I в 1702 г. Подробно вопрос о технических особенностях и истории строительства церкви рассмотрел соловецкий узник Н.И. Виноградов4. Он справедливо отметил, что первыми на строительство церкви в 1702 г. указывают в своих трудах соловецкие архимандриты XIX в. Макарий, Досифей и Мелетий. В дальнейшем исследователи придерживались этого мнения. Доказательством его справедливости служила приведенная Н.И. Виноградовым запись (сохранявшаяся до 1930-х гг.) на иконостасе Заяцкой церкви: «Лета от Сотворения мира 7210, от воплощения Слова Божия 1702 года, августа в 10 день. По указу, в пришествие в Соловецкой монастырь благочестиваго государя нашего царя и великого князя Петра Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержица и с сыном своим, государевым, с благородным царевичем [Построен личным повелением государем императором Петром]5 и великим князем Алексеем Петровичем, с своим царским синклитом, на 13 кораблях, с ближними боляры и с чиновными воинскими людьми, числом 4000 человек. Освящена сия церковь святаго апостола Андрея Первозванного месяца сентемвря в 12 день, при архиепископе Афонасии и при настоятеле обители сея архимандрите Фирсе с братиею, тщанием верховного уставщика Иоанна Стефанова»6. Он же указывает на подпись на обороте закладного креста, находившегося в алтаре Андреевской церкви — на юго-восточной стене: «Освятися алтарь господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и водружен бысть крест сей в церкви святого апостола Андрея Первозванного лета 7210 от Рождества по плоти Бога слова 1702 г. месяца септемврия в 1 день ...»7. Эти записи и послужили для позднейших историков обоснованием строительства церкви в 1702 г.

На подножии другого креста, стоявшего у южной стены на клиросе, по правую сторону от иконостаса, была и другая запись: «Лета 7200 году, сентября в 27 день [1691 г. — Авт.], изволением Божим вново создается сия часовня на сем Заяцком острову, а в ней поставлен крест Христов с распятием Господним, светло украшен, при архимандрите Фирсе з братиею Соловецкого монастыря, на поклонение всем православным христианом»8. Аналогичный крест находился в одной из часовен Сумского острога, где во время «соловецкого сидения» находился опорный пункт отряда стрельцов, проводивших военные действия против непокорных монахов. Возможно, этот крест явился прототипом креста, который находился в стрелецкой часовне.

Н.И. Виноградов дает описание этого высокохудожественного креста, считая, что именно в это время часовня была впервые построена на Заяцком острове, но затем ее сменила новая церковь9. Как мы знаем теперь по записям в древних грамотах, часовня была в это время не построена, а лишь перенесена на Заяцкий остров с Большого Соловецкого, и тогда же был поставлен в нее деревянный крест с подписью. Следует заметить, что приплывший впервые на Соловецкие острова в 1694 г. царь Петр Алексеевич, щедро одарив подарками монастырь, не остался равнодушным и к Заяцкому острову, установив на нем памятный крест (этот крест как реликвия хранился в церкви св. Андрея Первозванного до последнего времени существования скита, закрытого в 20-е гг. ХХ в.). Однако решения о строительстве нового храма или переосвящении старой часовни тогда не последовало.

Во время своего второго визита на Соловки в августе 1702 г. Петр прибыл на тринадцати военных судах, как могущественный государь-флотоводец. Идея об устройстве на Заяцком острове церкви во имя св. Андрея Первозванного, которого Петр почитал как покровителя русского флота, принадлежала самому царю, заранее готовившемуся к своему визиту на Соловецкие острова и придавшему своим действиям общегосударственный политический смысл. Пребывание царя на островах было связано с подготовкой к новому раунду войны со шведами за выход к Балтике. После визита на Соловки часть флотилии отправилась через Белое море в поморский поселок Нюхчу и далее по специально прорубаемой сухопутной «государевой дороге» (160 верст) — в Повенец на Онежском озере, откуда двинулась к истокам реки Невы, где неожиданным ударом была взята шведская крепость Нотебург. После отъезда Петра на Заяцком острове была освящена церковь во имя. св. Андрея Первозванного.

Илл.4. Графическая реконструкция Андреевской церкви А.В.Ополовникова 1972 г. Илл.5. Никольская церковь в Васильевском. Рис. Б.П.Зайцева

В устройстве новой деревянной церкви на Заяцком острове исследователей смущали короткие сроки ее возведения. Только для заготовки леса и его просушки, исполнения сложных конструкций требовались месяцы. Было высказано предположение, что строительный материал, как и иконостас с иконами, были заготовлены заранее, церковь была привезена в разобранном виде на одном из кораблей, а затем в короткие сроки собрана10. Известно, что подобные клетские храмы со слабо развитой ярусностью были распространены в последней трети ХVII в. в центральных областях России. В качестве близких аналогий можно назвать сохранившиеся храмы Богоявления из села Семеновское Пушкинского района Московской области (1674 г.) и Николая Чудотворца из села Васильевское Серпуховского района (1682 г.) (илл. 5). Подобный тип построек был известен также во Владимирской и Вологодской губерниях. Однако сомнительно, чтобы в военных условиях царь действовал столь предусмотрительно; далек и неудобен был бы и сам маршрут доставки церкви за сотни верст.

Вот почему свидетельство о переносе в 1691 г. построенной стрельцами часовни с Большого Соловецкого на Большой Заяцкий остров ставит вопрос о возможности использования ее основных конструкций при устройстве новой церкви. Подтверждением гипотезы о переделке старой часовни в церковь св. Андрея Первозванного могут служить путевые заметки Петра Челищева, который неоднократно путешествовал по северным землям России. В 1791 г. он посетил Соловецкие острова. В описании церкви на Большом Заяцком острове он пишет: «На оном острове была только одна небольшая деревянная часовня, а по пришествии своем на оный от погоды ж Петр Великий вздумал из часовни сделать церковь во имя святого апостола Андрея Первозванного, и в ту одну ночь к часовне пристроили алтарь и освятили»11. Однако это свидетельство нельзя рассматривать как доказательство перестройки часовни в церковь именно самим царем: Челищев записал данную информацию почти столетие спустя со слов местных жителей. При этом нет никаких упоминаний о строительстве церкви Петром I в изданном в Москве в 1790 г. «Летописеце Соловецкого монастыря», где в целом подробно описано пребывание на Соловках государя. Об отсутствии каких-либо значительных работ в монастыре этого времени свидетельствуют и сохранившиеся приходно-расходные книги за 1702 г.12

Важнейшим поводом для пересмотра даты строительства Андреевской церкви является ее последнее натурное обследование, проводившееся в 2004 г. В ходе него были выявлены конструктивные особенности постройки, подтверждающие выдвинутую выше гипотезу. Стены алтаря прирублены в «паз» с восточной стороны храма, что свидетельствует о его более позднем присоединении к ранее глухой восточной стене и ее прорубе в районе алтарной преграды. Венцы алтаря, выполненные из бруса, отличаются от круглых венцов храма. Поверхность венцов восточной стены храма, находящихся под кровлей алтаря, отличается от поверхности венцов западной стены четверика храма, находящейся под крышей паперти. Первоначальный пол в храме выполнен без солеи. На стенах сохранились более поздние следы врубки бруса для солеи и следы перестановки клиросов, что также подтверждает факт перестройки часовни в церковь. Видимо, перестройка часовни в храм с престолом в честь св. Андрея Первозванного ограничилась постановкой нового несложного иконостаса, амвона, клиросов и прирубкой пятигранного алтаря, несколько увеличенного по размерам относительно остального объема церкви.

Таким образом, можно считать установленным, что известный храм на Большом Заяцком острове был в своих основных объемах возведен царскими стрельцами в 1672–1676 гг. близ монастыря и первоначально представлял собой часовню, которая в 1691 г. была перевезена на новое место, а в 1702 г. с небольшими достройками преобразована в храм во имя св. Андрея Первозванного.

Внешний облик церкви после перестройки можно проследить по описям Соловецкого монастыря начала XVIII в. В описи 1705 г. записано: «На том острове церковь деревянная холодная во имя святого Андрея Первозванного. На церкви шия и главы обиты чешуею древянною, на главе крест четвероконечной древянной же. Та церковь и олтарь и паперть покрыты тесом с зубцами... С трех стран тоя церковь паперть забрана тесом в косяк. В олтаре и церкви, и в паперте 14 окон, в них окончины слюдные в железе. 3 западную страну на крыльце три колокольчика маленьких медных весом пол пуда»13. Таким образом, храм представлен в этой первой описи с папертью, крыльцом и двумя галереями — с северного и южного фасадов. Кровля была сделана из «красного» теса с пиками, а в оконных проемах вставлены слюдяные оконницы. По сохранившимся следам на северном и южном фасадах притвора в местах примыкания галерей можно предположить, что галереи в какой-то период были обшиты тесом. Общее представление об облике храма, обстроенного галереями, можно составить по гравюре начала ХVIII столетия (илл. 1)14.

Илл.1. Гравюра нач. XVIII в. «Прп. Зосима и Савватий Соловецкие с монастырем»

До середины XVIII в. архитектура церкви практически не меняется: в описи 1744 г. храм описывается еще в прежнем виде. Начиная с 1777 г. храм обретает новый облик: появляется обшивка наружных стен тесом и покраска «по кирпичному, а крыша и глава выкрашены черленью»15. Судя по количеству оконных проемов, можно предполагать, что южная галерея была уже разобрана. Северная галерея, возможно, исчезла позднее.

Появление обшивки и изменение внешнего вида храма было продиктовано изменением архитектурного стиля того времени. Точной даты производства работ по обшивке стен тесом пока не обнаружено. Это могло произойти как в первые десятилетия, так и в 70-е гг. XVIII в., когда при ремонтных работах деревянные храмы «поновлялись» путем устройства тесовой обшивки стен, накладными профилями, имитирующими каменные строения ордерной системы.

Cтены церкви были «раскрашены по кирпичному, а крышка и глава выкрашена черленью», что могло имитировать «голландский» стиль, распространенный в эпоху Петра I, и «готический» стиль, вошедший в практику строительства в 70-е гг. ХVIII в. Сохранилось изображение Андреевского скита с гаванью и причалом, выполненное с натуры в конце ХVIII в. со стороны соседнего Малого Заяцкого острова, на котором отчетливо видны эти изменения в архитектурном облике церкви (илл. 2)16.

Илл.2. Вид Андреевского скита со стороны Малого Заяцкого острова. Рисунок 1790-х гг.

В период с конца XVIII до начала XIX вв. больших строительных работ в Андреевской церкви не проводилось. Некоторые работы ведутся в интерьере церкви, незначительно видоизменяется иконостас. В середине XIX в., во время Крымской войны, Андреевский скит подвергся нападению со стороны английских кораблей. Имущество скита было разграблено, из церкви было вывезены ценные вещи и колокола. После окончания крымской кампании Андреевский скит был приведен в порядок, в том числе и церковь св. Андрея Первозванного (перестроено крыльцо, поновлены наличники на окнах церкви и т. д.).

В описи Соловецкого монастыря за 1866 г. фиксируется состояние церкви на этот период: «Деревянная, построена в виде квадрата, на ней кровля на четыре ската, покрыта тесом и окрашена красною краскою на масле, а глава покрыта деревянной чешуею и окрашена медянкою. Крест деревянный восьмиконечный, окрашен желтою краскою, с восточной стороны алтарь, а с западной притвор ниже церкви на 3 аршина, покрыты тесом на два ската и окрашены красною краскою на масле, на западной же стороне крыльцо с перилами деревянными, над ним кровля на двух деревянных столбах покрыта и окрашена также. Высота церкви до крыши 8, до креста 8 и крест 4, а всего 20 аршин, внутри алтарь длиною и шириною по 6 1/4 аршин, церковь длиною 6 1/2, притвор 3 3/4, шириною по 6 1/2 аршин. Снаружи стены обшиты тесом и окрашены на масле, а внутри строганные, потолки тесовые штучные... Окон в олтаре пять малых, в церкви на южной стороне два, на северной одно и в притворе одно; во всех рамы деревянные со стеклами и решетки железные. Полы все деревянные, алтарь и солеи с клиросами возвышены на две ступени (5 вершков)... Иконостас о трех ярусах; нижний столярной работы, раскрашен масляными красками, а прочие два простые деревянные полки (построен 7210 года)»17. Как видно, в описи приведено известие о новом антиминсе на престоле, датированном 1772 г., что может свидетельствовать о значительных переделках в это время.

С этого момента большие строительные работы на Андреевской церкви не велись. На литографии В. Черепанова, выполненной с рисунка, в 80-х гг. XIX в. запечатлена церковь уже в том виде, который она приобрела после строительных работ 1860-х гг. (илл. 3). Самая ранняя из найденных фотографий Андреевского скита и церкви опубликована в материалах из архива П.Д. Барановского, собранных во время экспедиции на Соловки в 1923 г. Материалы экспедиции содержат копии плана и фасада церкви, выполненные с чертежа 1886 г., обмеры, шаблон с рисунка решетчатой двери, дверного проема18. В 1923 г. после закрытия Соловецкого монастыря постройки Андреевского скита были переданы Управлению Соловецких лагерей. Во время существования лагерей на Соловецких островах Андреевский скит использовался как изолятор для заключенных. В 20-30 гг. ХХ в. имущество церкви было вывезено или уничтожено. После закрытия Соловецких лагерей церковь использовалась для хозяйственно-складских нужд.

С момента создания Соловецкого музея-заповедника памятники Андреевского скита вошли в его состав. В 1972 г. А.В. Ополовниковым при участии И.Н. Шургина были выполнены обмеры и реконструкция церкви на начало ХVIII в. (илл. 4)19. В 80-е гг. ХХ в. на Андреевской церкви проводились ремонтные работы. В настоящее время объект находится на балансе Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея заповедника и используется как объект экскурсионного показа. В храмовые праздники Соловецким монастырем проводятся богослужения.

Ныне разрабатывается проект реставрации этого замечательного храма — одного из древнейших памятников деревянного зодчества Русского Севера, имеющего интересную и необычную историю.

Сокращения

ОРПГФ ГИКМЗ «МК» — Отдел рукописных и графических фондов Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль»
РАН — Российская Академия наук
РГИА — Российский государственный исторический архив (Санкт-Петербург)
СПбИИ РАН — Санкт-Петербургский Институт истории РАН
РНБ — Российская национальная библиотека
РГАДА — Российский Государственный архив древних актов

1 РГАДА. Ф. 120 1. Оп. 5. Д. 978а. Л. 4.

2 СПбИИ РАН. Кол. 2. Д. 149. Л. 148.

3 ОРПГФ ГИКМЗ «МК». Кол. Соловецкой ризницы. КП 40505. Л. 352–352 об.

4 Виноградов Н. Обозрение христианских древностей Музея СОК. Отдел II. Заповедник Б.Заяцкого острова (деревянная Андреевская церковь) // Материалы СОК. Соловки, 1927. Вып. XIII. С. 7–132.

5 Н. Виноградов уточняет, что эта часть надписи вставлена позднее на отдельном бруске.

6 Виноградов Н. Указ. соч. С. 76–77.

7 Там же. С. 78.

8 Там же. С. 77–78.

9 Там же. С. 51–52.

10 Скопин В.В. На Соловецких островах. М., 1991. С. 157.

11 Челищев П. Путешествие по Северу России в 1791 году Белым морем от приморской деревни Сорокиной до Соловецкого монастыря // Соловецкое море. Б/м, 2002. № 1. С. 89–90.

12 РГАДА. Ф. 12101. Оп. 1. Д. 728. Л. 112–123.

13 ОРПГФ ГИКМЗ «МК». Кол. Соловецкой ризницы. КП 40505. Л. 359–362 об.

14 РНБ. Собр. Олсуфьева. Т.5. № 842.

15 ОРПГФ ГИКМЗ «МК». Кол. Соловецкой ризницы. КП 40512. Л. 133 об.

16 РГИА. Ф. 1350. Оп. 312. Д. 1.

17 ОРПГФ ГИКМЗ «МК». Кол. Соловецкой ризницы. КП 40532. Л. 337–337 об., 338–338 об.

18 Соловецкий монастырь. Из архива архитектора-реставратора П.Д.Барановского // Сост. Буров В.А., Черновол У.А. М., 2000. Т. 1. С. 103–104, 129.

19 Ополовников А.В. Русское деревянное зодчество. М., 1986. С. 224–230.

АВТОРЫ:

Жданов Алексей Евгеньевич
Родился в 1973 г. Выпускник Московского архитектурного института. Архитектор-реставратор, сотрудник Центральных научно-реставрационных проектных мастерских Министерства культуры РФ.

Скопин Владимир Владимирович
Родился в 1942 г. в Москве. Окончил исторический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова. Главный искусствовед Центральных научно-реставрационных проектных мастерских Министерства культуры РФ.

Сошин Владимир Васильевич
Родился в 1951 г. в Комсомольске-на-Амуре. Архитектор. Председатель Научно-исследовательского и проектно-производственного кооператива «Палата», главный архитектор Центральных научно-реставрационных проектных мастерских Министерства культуры РФ.

Версия для печати