SOLOVKI.INFO -> Соловецкие острова. Информационный портал.
Соловецкий морской музей
Достопримечательности Соловков. Интерактивная карта.
Соловецкая верфь








Альманах «Соловецкое море». № 3. 2004 г.

Алексей Лаушкин

Некоторые малоизвестные памятники XIX–XX вв. на островах Большой Жужмуй, Голомянный Боршовец, Кондостров и Абакумиха

В период с 27 августа по 3 сентября 2003 г. члены Товарищества Северного мореходства совершили испытательное плавание на моторном боте «Историк Морозов» в водах Онежской губы Белого моря. Плавание проходило по маршруту Соловки — Кондостров — Соловки. В плавании приняли участие В.В.Аксючиц-Лаушкина, М.Ю.Белова, В.В.Клименков, А.В.Лаушкин, Д.В.Лебедев (руководитель похода), В.Н.Матонин, С.В.Рапенкова и В.В.Щербак (капитан). Специальных научных целей участники похода перед собой не ставили, однако во время высадок на берег ими были осмотрены и зафиксированы некоторые малоизвестные памятники, представляющие интерес для изучения истории края.

Остров Большой Жужмуй. Сложенный из валунов, глины и песка, поросший лесом остров площадью 8,1 кв. км расположен в северной части Онежской губы в 30 км от Соловков.

На северо-востоке острова находятся многочисленные валунные выкладки, атрибутируемые как комплекс средневекового саамского святилища1. Уже в первые десятилетия существования Соловецкого монастыря остров был известен его насельникам и посещался ими при плавании в Вирму2. Поморы использовали остров как временное пристанище во время промысла морского зверя; в северной части острова (в районе мысов Большой Каменный и Малый Каменный) сохранились остатки деревянных крестов, установленных ими в ожидании благоприятной погоды и удачного лова3. В центре острова с 1871 г. имеется маяк, действующий до сих пор. Первоначально маячное сооружение было деревянным4; существующая ныне стальная башня вступила в строй в 1909 г. (ее высота над уровнем моря — 59,5 м, зона видимости огня в ясную погоду — до 38 км)5. Вскоре после открытия маяка на острове случилась трагедия: вся маячная команда в составе смотрителя подпоручика Мехреньгина и трех его помощников погибла от цинги зимой 1872/1873 гг.6 С 70-х гг. XIX в. на острове находился пункт метеорологического наблюдения (упразднен в середине 90-х гг. XX в.). В 1913 г. по инициативе Министерства торговли и промышленности в районе острова были произведены детальные промеры глубин с целью установления удобных мест для стоянки морских судов, застигнутых штормом; плавучей базой для изыскателей служил пароход «Михаил Архангел», который был зафрахтован у Соловецкого монастыря7. Не исключено, что в советское время на острове могли какое-то время содержаться небольшие группы заключенных8. Ныне в южной (в районе мыса Сенной) и юго-восточной (в районе мыса Калинка) частях острова находятся сезонные поселения драгировщиков (сборщиков водорослей), в центральной части — поселение при маяке, в котором круглый год проживает смотритель. Здесь же расположены строения (частью разоренные) упраздненной метеостанции, маленькое кладбище, на котором сохраняется могила смотрителя жужмуйского маяка в 1890–1902 гг. И.П.Башмакова (отца известного русского гидрографа П.И.Башмакова)9, и заброшенная взлетно-посадочная полоса.

Во время пребывания на острове были осмотрены: а) маяк; б) мыс Малый Каменный.

Маяк. Как следует из надписей на медных табличках внутри фонарного сооружения, маяк оснащен оборудованием французской фирмы «Barbier, B’enard & Turenne Сonstructeurs»10. Башня маяка представляет собой металлическую клепаную конструкцию в виде четырехгранной ажурной усеченной пирамиды, внутри которой проходит клепаная цилиндрическая труба с винтовой лестницей и окнами; поверх башни расположено изящное фонарное сооружение, окруженное квадратной площадкой и украшенное фигурной кровлей, подзором с геральдическими лилиями, а также флюгером в виде двух перекрещенных стрел. Маяк заслуживает бережного сохранения как памятник техники начала XX в.

Мачта креста №1 на м. М.КаменныйМалый Каменный мыс. Помимо упомянутых выше валунных выкладок на мысу замечены остатки трех деревянных крестов: 1) в крупной валунной груде обращенная лицевой стороной к западу мачта восьмиконечного креста высотой (над камнями) 3,3 м, выполненная из бруса 19х19 см со сверлеными отверстиями внутри пазов для круглых нагелей; на мачте сохранились вырезанные литеры: над верхним пазом — неразборчивые в круге, между пазами большой и косой перекладин в три строки — «КТ», «МЛ» и «РБ», ниже паза косой перекладины — «ГА» и изображение «главы Адама» у подножья креста находятся фрагменты верхних перекладин, а также косая перекладина длиной 0,8 м с литерами «НИ Г Г КА»; 2) в крупной валунной груде развернутая лицевой стороной в ту же сторону мачта восьмиконечного креста высотой (над камнями) 1,9 м из слегка искривленного древесного ствола без литер; 3) рядом с грудой креста № 2 фрагмент ветхой мачты восьмиконечного креста длиной 3,7 м из бруса 22 х 14 см; сохранились литеры ниже верхней перекладины (аналогичны литерам на кресте № 1) и изображение «главы Адама» в круге. Кроме того, западнее Малого Каменного мыса, там, где к морю выходит дорога от маяка, рядом с небольшой грудой валунов обнаружен ветхий четырехконечный крест без литер и без следов гвоздей в средокрестии; длина сохранившейся части мачты — 3,0 м, перекладины — 1,2 м; трем верхним концам креста с помощью засечек придана округлая форма.

Крест на о-ве Голомянный БоршовецОстров Голомянный Боршовец. Небольшой гранитный остров, местами поросший лесом; расположен в центральной части Онежской губы в 65 км от Соловков.

По свидетельству К.П.Гемп, на острове добывался камень11. На юго-западной стороне острова имеется изба. Остров необитаем.

На острове осмотрен восточный мыс. На мысу находятся валунные выкладки, обследованные А.Я.Мартыновым в начале 90-х гг. XX в. (результаты обследования не опубликованы и находятся в архиве СГИАПМЗ). Некоторые валунные груды служили, видимо, основанием для поклонных крестов (имеются характерные «кратеры», местами — с остатками трухлявой древесины). Одна из груд увенчана восьмиконечным крестом без литер высотой (над камнями) 3,3 м, обращенным к юго-востоку (к бухте, образованной островами Голомянный и Длинный Боршовцы). Крест сбит из шпунтованного бруса (мачта) и разнокалиберных досок (перекладины), отличается общей грубостью работы, обжит лишайником; не исключено — советского времени.

Никольский храм в скиту Соловецкого монастыря на Кондострове. Фото И.Соберга 1908 г. из собрания АОКМОстров Кондостров. Гранитный поросший лесом остров площадью 12,9 кв. км с сильно изрезанной береговой линией; расположен в центральной части Онежской губы в 90 км от Соловков.

На острове находятся разрозненные валунные памятники, имевшие культовое назначение и предположительно относимые к средневековой саамской культуре12. В 1894 г. Соловецкий монастырь ходатайствовал об уступке ему Кондострова, находившегося в ведении казны, для покрытия потребностей обители в строевом лесе13. Ходатайство было удовлетворено в 1897 г.; решение Кабинета министров по этому поводу утвердил лично император Николай II. Вскоре началось освоение острова и создание на нем скита во имя свт. Николая Чудотворца — небесного покровителя царствующего государя. 13 июля 1908 г. в скиту был торжественно освящен деревянный Никольский храм на 500 молящихся, построенный в русском стиле и имевший дубовый резной иконостас. Строительство храма велось усилиями братии и трудников Соловецкого монастыря и продолжалось 4 года; наибольший вклад из светских благотворителей внес владелец лесопильного завода в г. Кеми Гувелякен. Скит имел по преимуществу хозяйственное назначение, а также должен был стать пристанищем для поморов, заносимых в непогоду к его берегам. К моменту освящения храма на острове уже были созданы хорошие дороги, несколько больших корпусов для трудников и монахов, баня, кузница, смолокуренный завод, скотный и конный дворы, парники, оранжерея, огороды, лесные питомники (для выращивания лиственницы и других ценных сортов хвойных деревьев), колодцы, погреба и иные хозяйственные постройки, а также каменный причал, способный принимать небольшие суда и шлюпки, перевозившие людей со стоявших на рейде пароходов; планировалось создание станции для разведения диких животных14. Кроме того, на прилегающей к скиту территории и на соседствующем с ней острове Пневатый были устроены каменоломни, удовлетворявшие собственные потребности скита и работавшие на вывоз15. В послереволюционное время скит был закрыт. С 1924 г. на острове располагались места заключения. В 1924–1931 гг. он был приписан к Соловецкому лагерю особого назначения, в 1931–1938 гг. — к Белбалтлагу, в 1938–1942 гг. — к Сороклагу (в качестве штрафного отделения)16. В «соловецкий» период на острове содержалось до нескольких сотен заключенных. В начале сюда отправляли провалившихся лагерных осведомителей («стукачей»); со второй половины 20-х гг. Кондостров сделался местом ссылки инвалидов, больных и «доходяг», смертность среди которых в некоторые годы была очень высока (из-за этого заключенные-соловчане прозвали остров «Могилевской губернией», т.е. гиблым местом)17. В лагерное время на Кондострове проводились лесозаготовки и, видимо, продолжали действовать некоторые еще монастырские производства (к примеру, смолокуренный завод18). В настоящее время остров необитаем.

Во время пребывания на острове были осмотрены: а) территория Никольского скита; б) группа ветхих строений в северной части острова, обозначаемая на картах как «Абакумиха (нежил.)».

Никольский скит. Скит располагался в юго-восточной части острова в лощине между двумя гранитными грядами, вдающимися в море. Из монастырских сооружений в скиту и ближайших к нему окрестностях целиком сохранились только описанные А.Я.Мартыновым каменный причал, двухсотметровая каменная дорога и деревянный восьмиконечный 5-метровый крест на о-ве Пневатый19. На территории скита имеются фундаменты зданий (в том числе два мощных каменных фундамента с остатками печей, которые, очевидно, служили основаниями жилых корпусов, следы сложной и разветвленной гидросистемы, включавшей в себя дренажные канавки и отстойные ямы (колодцы?), деревянные столбы-ограждения высотой 1,6–1,8 м, уходящую в глубь острова дренажированную грунтовую дорогу и др. Обращает на себя внимание планировка территории скита, разделенная на ряд открытых лугов, а также посадки деревьев (к примеру, пихты). В отлив напротив центральной части скита становятся различимы две перпендикулярные берегу валунные косы, уходящие на несколько десятков метров в море и, возможно, представляющие собой незавершенные рукотворные сооружения (молы?). Не вызывает сомнения, что Никольский скит заслуживает самого внимательного изучения как памятник островного монастырского хозяйства начала XX в.

Поселок Абакумиха. На севере острова примерно в 0,6 км к югу от бухты Абакумиха, низкий берег которой порос молодым сосновым лесом, расположена группа ветхих деревянных строений, соединенная с побережьем просекой и мелким торфяным ручьем. Нижнее течение ручья забито гнилыми спиленными бревнами, а в месте его впадения в море находится высокий навал бревен, выполнявший, видимо, роль запруды для поднятия уровня воды в ручье. (Еще один ручей с аналогичным навалом вытекает из леса несколько восточнее первого.) Всего обнаружено 5 строений, расположенных на влажной, подболоченной почве. Стены строений, частично разрушенные, срублены в разной технике (в чашу, в паз) из бревен, на некоторых из которых имеются сборочные зарубки; уплотнение проведено мхом и глиной. Кровли, перекрытия, двери и рамы повсеместно утрачены. Гвозди встречаются как кованые (в том числе в конструкциях обвалившихся кровель), так и заводского производства. В двух строениях (№3 и 5) заметны печные кучи, состоящие из крупномерного кустарного кирпича. По-видимому, жилыми были три строения — №2, 3 и 5 (соответственно 6,7 х 6,7 м, 3,2 х 7,0 м и 5,0 х 8,0 м); строение № 4 (3 х 9,5 м) представляло собой хозяйственный (скотный?) двор с сенями; назначение строения № 1 (не менее 2,7 х 3,9 м) не ясно. Не исключено, что строения (все или некоторые из них) были построены еще в монастырское время. На дверном косяке строения №2 (в западной стене здания) читается граффити «Вирмак», вырезанное острым орудием. Группа граффити обнаружена на досках, которыми обит оконный косяк на северной стороне западной стены строения №3. На верхней доске читается крупная надпись, выведенная углем или пламенем свечи: «Зоя Ульянова». На северной вертикальной доске сохранилась полусмытая вертикальная карандашная надпись в две строки, из которых читается только фрагмент первой: «[вы]сокий мужичек»20. На южной вертикальной доске находятся несколько граффити: 1) 13-строчная полусмытая по началам строк горизонтальная надпись: «Здесь находились || на сплаве от || Сороклага НКВД || ............юлов И. || ........................ Л. || [Ка]вр[е]нчук Ф. || .........си...нко С. || ......ур[н]... М. || [Ша]повалов Т. || [Ни]лов...21 || ......[ко]в-зверобой || .........ох своей ж - - - й22 || ............[св]ой - - -22». Надпись начинается и заканчивается горизонтальными отчерками, от нижнего из которых проведена вниз стрелка и за ней написана вертикально дата, имеющая, возможно, отношение к надписи: ? года» 2) 5-строчная горизонтальная надпись другим почерком, выполненная поверх первой: «- - - - - - -23 || В || Варзугин И.Н. || — ‘ —24 А.И. || — ‘ — А.Ш.» 3) вертикальная вырезанная острым предметом надпись: «ЛАI25» 4) 2-строчная горизонтальная карандашная надпись иным, чем первая и вторая, почерком с несколькими горизонтальными отчерками снизу и сверху: «Ларионова || Нина Ив.» 5) 2-строчная вертикальная вырезанная острым предметом надпись: «НИЛОВ. А.В. || 4/Х 1940 г.». Рядом со строениями сохранились: болотный колодец (остатки сруба, упавшая сень), деревянный столб ограждения, сходный с находящимися в Никольском скиту, а также задернованные поленницы метровых бревен («баланов»).

Остров Абакумиха. Небольшой поросший лесом гранитный остров; расположен в 0,5 км к северу от Кондострова.

Остров необитаем.

Осмотрен южный гранитный мыс, в отлив отделяющийся от острова мелким проливом. На его западной оконечности обнаружены 6 невысоких валунных груд диаметром не более 3 м; около одной из них лежит полуистлевшая мачта восьмиконечного креста длиной 2,2 м без литер.

1 Мартынов А.Я. Археологические памятники Соловецкого архипелага и других островов Белого моря. III тыс. до н.э. — XV в. (Материалы и исследования). Архангельск — Соловки, 2002. С. 159–170.

2 Дмитриева Р.П. Житие Зосимы и Савватия Соловецких в редакции Спиридона-Саввы // Книжные центры Древней Руси XI–XVI вв. Разные аспекты исследования. СПб., 1991. С. 259–260.

3 По свидетельству соловчанки Н.А. Агеевой, более 30 лет проработавшей техником при жужмуйском маяке и заставшей островных старожилов, промышленники зверя, пережидавшие на острове непогоду, «ставили крест и просили у Бога добычи» (записано в 2003 г.).

4 Маяк и приписанные к нему служебные помещения строились по инициативе Морского министерства с середины 1860-х гг.; подряд на проведение строительных работ получил купец 2-й гильдии из Неноксы Серебряков. Освещение на маяке было открыто 2 августа 1871 г. (Морской сборник. СПб., 1871. Т. 116. № 9. Отд. официальный. С. 28–29 (второй пагинации); СПб., 1873. Т. 128. № 9. Отд. официальный. С. 21–22 (третьей пагинации)).

5 Огни и знаки Белого моря. Б/м, 1948. С. 152–153.

6 Башмаков П.И. Маячное дело и его историческое развитие. Л., 1925. С. 211–212.

7 Вихман А.М. Изыскания в портах Белого моря. 1910–1915 гг. / Труды Отдела торговых портов. Пг., 1917. Вып. 54. С. 15–17. Табл. X.

8 Свидетельство Н.А. Агеевой, добавляющей, что их здесь «жгли (?) и мучили» (см. примеч. № 3).

9 На могиле находится покосившийся восьмиконечный крест, к которому прикреплена жестяная табличка с полустершейся надписью: «Иван Павлович Башмаков. Сконч. 13 апр. 1902 г. Смотрит. Жужмуйск. мка с 1 июля 1890 г.». Фрагмент воспоминаний П.И. Башмакова об отце см.: Попов С.В. Автографы на картах. Архангельск, 1990. С. 60–61. Именем Павла Ивановича Башмакова (1890–1942), гидрографа, признанного специалиста по маякам и средствам навигационного ограждения, назван пролив на Земле Франца-Иосифа.

10 Полная надпись на табличке, прикрепленной к основанию фонаря: «Phares & fanaux || Barbier, B’enard & Turenne || Сonstructeurs || 82, rue Curial, 82 || Paris».

11 Гемп К.П. Сказ о Беломорье. Архангельск, 1983. С. 110, 122.

12 Мартынов А.Я. Указ. соч. С. 170–171.

13 История первокласснаго ставропигиальнаго Соловецкаго монастыря. СПб., 1899. С. 181.

14 [Пушкин Б.С.] Освящение храма во имя св. Николая Чудотворца в скиту Соловецкого монастыря на о. Кондострове 13 июля 1908 года, и Слово, сказанное при освящении сего храма. М., 1912. С. 3–5, 11–12.

15 Мартынов А.Я. Каменоломни Соловецкого монастыря XVI–XIX вв. (опыт полевого исследования) // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник. 1996 год. М., 1998. С. 650–655.

16 Данные предоставлены Ю.Н. Моруковым.

17 Розанов М. Соловецкий концлагерь в монастыре. 1922–1939 годы. Факты — домыслы — «параши». Обзор воспоминаний соловчан соловчанами. Б/м, 1979. Кн. 1. С. 192–195.

18 Новые Соловки. 1926. № 50 (102). 12 декабря. С. 2.

19 Мартынов А.Я. Каменоломни Соловецкого монастыря. С. 650–651, 655.

20 Здесь и далее к квадратных скобках показаны предположительные чтения.

21 Здесь находится росчерк, возможно — подпись.

22 Нецензурное слово.

23 По-видимому, автограф человека с фамилией Варзугин.

24 Прочерк, обозначающий, что фамилия та же.

25 По-видимому, надпись осталась недописанной.

Фоторепортаж и лирический отчет об экспедиции

Об авторе

Еще статьи:

Еще о деревянных крестах на острове Большой Жужмуй
О памятниках на острове Самбалуда

Версия для печати